Роза Шахбазова
Проектная деятельность «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность
Государственный дошкольный общеобразовательное учреждение№8
Выборгского района Санкт-Петербурга
Групповой проект (сентябрь-май) во второй младшей группе
Воспитатель:
Сузи Е. А
Шахбазова Р. З
2020 – 2021 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта
Публикация «Проектная деятельность „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Тип проекта
Информационно - практико - ориентированный
Возраст детей
Младший дошкольный возраст
Исполнители
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность
Долгосрочный проект с сентября по май 2020-2021год
Раздел программы
Программа «От рождения до школы»
Тематическое поле
ОО «Познавательное развитие»
Экология. Формирование основ экологической культуры
Актуальность
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Цель
Формирование начальных представлений о временах года.
Задачи
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - диагностический 01.09.2020-10.09.2020г.
2 этап - формирующий
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
- У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;
- Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года.
ЗАДАЧИ
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап –организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, поддерживает личностное развитие ребенка
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В современном мире прив сём нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества.
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
заучивание стихов, пословиц, поговорок;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения;
конкурсы;
театрализованная деятельность;
сочинение рассказов и сказок о природе;
видеопросмотры.
с родителями:
Наглядная пропаганда;
беседы и консультации;
дни открытых дверей;
круглый стол;
конкурсы.
выставки
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения.
элементарный анализ
метод эксперимента
метод моделирования и конструирования.
метод проектной деятельности.
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют
желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности : прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
«Осень наступила» : сентябрь 2020– ноябрь 2020 года»
Цель: формирование первичных представлений об осени и его признаках;
Задачи:
помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы;
развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи;
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
4. Владение связной речью, как средством общения.
Ожидаемый результат
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят
полученные знания на практике.
Пути реализации
«Осень разноцветная: сентябрь 2020 – ноябрь 2020 года» Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Пути реализации
Вид деятельности;
Срок реализации
Тема
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы.
Сентябрь
Рисование
(нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик»,
Чтение художественной литературы:
И. Бунин «Листопад»,
Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Аппликация «Осеннее дерево».
Д/игра «Что нам осень принесла».
П/ игра: «Листья»
Экскурсия в осенний парк.
Выставка работ «Дары Осени»
Разучивание стихотворений об осени
Консультация
«Витамины с грядки»
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени»
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы.
Октябрь
Экскурсия в осенний парк.
Чтение художественной литературы:
З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».
Аппликация «Дождик
дождик – кап, кап, кап».
П/игра «Солнышко и дождик».
Сбор гербария
Родительское собрание:
«ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ВОЗРАСТ.
КРИХЗИС 3 ЛЕТ»
Фото выставка
«Осень золотая».
Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень».
Коммуникативная, двигательная, изобразительная
Ноябрь
Животные
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика».
Совместное ухаживание за домашними животными дома.
Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»
Итоговое мероприятие: Фильм «Выставка зверей»
«Волшебница - зима: декабрь 2020 – февраль 2021 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности;
Срок реализации
Тема
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, позновательно- исследовательская.
Декабрь Пришла зима
Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность : проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег» П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками»
Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».
Итоговое мероприятие: Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник.
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, позновательно- исследовательская.
Январь. Зимующие птицы
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П / И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег».
Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек.
Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»
Итоговое мероприятие:Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
Коммуникативная, двигательная, позновательно- исследовательская
Февраль Зимние забавы
Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».
Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки»
Детско-родительский рисуноки на тему «Волшебница- зима»
Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Волшебница зима»
«Весна-красна: март 2020 – апрель 2021 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Пути реализации
Вид деятельности;
Срок реализации
Тема
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Март Весна пришла
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В. Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?» Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»
«Чем же занять ребенка на прогулке весной?»
Итоговое мероприятие: Аппликация «Весенние цветы»
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, позновательно- исследовательская.
Апрель Прилёт птиц
Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы. П/игра «Птички, раз! Птички, два!».
Изготовление скворечника с ребёнком дома.
Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы весной». Праздник «Времена года»
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Май «Здравствуй, Лето»
Дидактическая игра «Что бывает летом?». Словесно-речевая игра «Лето к нам пришло». П/и «Солнышко и дождик». Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка». Труд: полив цветов.
Экскурсия в летний лес.
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!"
Литература
Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.