Варзупина Анастасия
Проектная деятельность «Волшебница вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная опытно – исследовальская деятельность в средней группе на тему : «Волшебница вода»
Тема: «Использование проектно- исследовательной деятельности в познавательно – речевом развитии дошкольников.»
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Проектная деятельность „Волшебница вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация проведения опытов.
В соответствии с календарным планом дети среднего дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «Лисичка сестричка и серый волк». Во время беседы по сказки, в сюжете, когда волк пошел ловить рыбу в прорубе мной был задан вопрос «что такое лед?» В результате экспериментирования детьми было выявлено, что лед это твердое вещество, которое плавает, тает и состоит из воды. Совместно с детьми определили, что лед тает от тепла, что в горячей воде тает быстрее и что вода на холоде замерзает, так же определили что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вкуса. Проведенные игры: «Тонет – не тонет», «Лейся - лейся», «Узнай какя вода», «поймай льдинку», «Разноцветные льдинки», «Выжми мочалку» – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Волшебница - вода» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.
Тема: «Использование проектно – исследовательной деятельности в позновательно – речевом развитии дошкольников.» Под названием «Волшебница вода.»
Автор проекта : Варзупина Анастасия Васильевна.
Длительность проекта : краткосрочный (2 нед.)
Участие принимали: дети средней группы.
Цель проекта : Формирование представлений о свойствах воды
Задачи проекта :
• Активизация творческого мышления детей.
• Выявление свойств воды.
• Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
• Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
• Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
• Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
• Познакомить с свойствами воды (не имеет запаха, не имеет вкуса, она жидкая т. е. её можно переливать из одной ёмкости в другую.)
Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников.
Первый этап:
Беседы о воде. Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк.» Вопросы воспитателя «Где в природе есть вода?», «Для чего нужна вода и кому?». В результате чего дети узнали, что вода в природе есть в реке, в море, в океане, в озере. Что вода нужна всем живым существам, растениям, что без воды нет жизни т. к. вода нужна всем.
Второй этап:
ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ
Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.
Третий этап:
Свойства воды.
Дети экспериментировали с водой (переливали воду из одного стакана в другой вследствие чего узнали что вода жидкая может литься, растекаться, выливаться, наливаться, нюхали воду и пили воду сравнивали её с другими напитками, после чего узнали, что вода не имеет вкуса и запаха.)
Вывод: Вода не имеет запаха, вкуса, она жидкость (может литься).
Четвё ртый этап:
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный» : предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Пятый этап:
Свойства льда.
Дети брали лёд в руки, некоторое время держали его в руках в ходе чего было выявлено что лёд твёрдыё, холодный, руки становятся мокрые т. к. лёд тает. Опускали лёд в воду и узнали что лёд плавает в воде, и быстро тает, вода становится холодной. Так же дети узнали, почему лёд белый и что лёд будет другим цветом если воду покрасить после чего дети покрасили воду, а потом заморозили её.
Вывод: Лёд тает от любого тепла.
Шестой этап:
В гости в детям приходит кукла Маша.
Она приходит грязная. Дети умывают и рассказывают кукле Маше о воде, а кукла Маша рассказывает, где она так вымазалась.
Из чего дети узнают, что вода есть ещё и в лужах и появляется она из дождя, от таяния льда, снега. Но в отличие от других водоёмов таких как река, море и т. д. она исчезает когда пригреет солнце.
Вывод: лужа это тоже вода, но оно появляется от дождя, таяния снега или льда. Она исчезнет, когда пригреет солнце.
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда.
Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фото фиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми.