Кучиева Светлана Николаевна
Проектная деятельность «Волшебная пуговица» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский, творческий.
Цель проекта : формирование у детей естественно- научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
• развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
• развивать мыслительную активность и творческие способности;
Публикация «Проектная деятельность „Волшебная пуговица“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
• совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
• развитие коммуникативных навыков;
• обогащать сенсорный опыт детей;
• развивать мелкую моторику руки;
• воспитывать нравственно - волевые качества;
• учить применять полученные знания в жизнь.
Участники проекта : дети, родители и воспитатели старшей «А» группы МБДОУ «Сказка».
Предполагаемые результаты реализации проекта :
• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• создание коллекции пуговиц в группе.
Срок реализации: 4 недели.
Этапы реализации проекта :
1) организационный;
2) практический (октябрь)
3) презентационный.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием, художественным творчеством и др.
Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Подготовительный этап:
• Подбор и анализ информации по данной теме;
• Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговице;
• Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности.
1 этап Организационный.
Формы работы с детьми:
• Постановка проблемы через образовательную ситуацию в режиме дня. Чтение сказки о пуговке.
• Обращение к опыту. Постановка детской цели. Поможем пуговке найти друзей.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о пуговице?». Цель: выявить представление детей о пуговицах, разработка маршрута. (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что будем делать).
• Основные направления поиска : что означает слово «пуговица», что означает слово «коллекция», «коллекционирование», чем пользовались люди, когда пуговиц ещё не было, какие были первые пуговицы, из каких материалов бывают пуговицы, чем пуговицы похожи и чем отличаются, как их можно использовать.
Формы работы с родителями:
Создание папки-передвижки : «История пуговицы»
консультация «Коллекция пуговиц- как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».
• Обсуждение темы, цели и задач проекта.
• Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал.
• Разработка маршрута проекта.
• Обсуждение продуктов реализации проекта.
• Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
2 Этап Практический этап. Основной.
Формы работы с детьми:
Познавательная деятельность.
• Беседа: «Ах, эта пуговица», «Коллекционирование».
-Загадки о пуговице.
-Стихи о пуговице.
-Пословицы и поговорки о пуговицах.
-Приметы о пуговицах.
• Экскурсия в кабинет кастелянши.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Собери пирамидку из пуговиц», «Ожерелье»,«Пуговичный массаж», на сравнение «Составь узор из пуговицы»,
«Составь цифры, букву из пуговицы».
Нанизывание пуговиц на шнурок по цвету, форме, величине, игра на внимание «Какой пуговицы не стало?»
«Чудесный мешочек» и др.
Сюжетные игры: «Магазин», «Ателье».
Подвижные игры: «Перебежки», «Кто больше перенесёт пуговиц», «Кто дальше бросит мешочек из пуговиц», «Попади в цель», «Кто больше мешочков перенесёт на голове», «Мышеловка», «Перенеси на палочках» и др.
Игровая ситуация:
• «Помоги другу застегнуть пуговицы»
• «У кого какая пуговица»
• «Откуда я?» (дети отгадывают, какой одежде принадлежит пуговица : военных, полицейских, медиков и т. д.)
• «Если у тебя оторвалась пуговица на пальто…»
• «Какие пуговицы блестят на солнце?»
• Образовательная игровая ситуация по ФЭМП «Пуговицы разные, все очень важные!»(пуговицы маленькие- большие, тонкие- толстые, разные по форме, сравнение, прямой и обратный счёт, состав числа.)
•
«У кого больше пуговиц на одежде»
• Моделирование ситуации помощи, безопасного поведения при выходе на улицу и др.
• Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня.
Продуктивная деятельность.
• Рисование: «Весёлая пуговица».
• Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочки».
• Конструирование: создание объёмных конструкций из пуговиц : «Гусеница».
Экспериментально-поисковая деятельность.
• Рассматривание пуговиц под лупой, микроскопом.
• Знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.
• Игры-эксперименты с пуговицами (сравнение по величине, форме, цвету).
• Опыты-эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет - не тонет, измерение)
Речевая деятельность :
• Составление описательных рассказов о пуговицах.
• Речевые упражнения «Какая пуговица?».
• «Подбери и расскажи».
• Придумывание сказок и историй о пуговицах.
Музыкальная деятельность :
Мастерская по изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц (маракас). Игра на музыкальных инструментах в группе.
Формы работы с родителями:
• Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
• Выставка творческих работ.
3 Этап презентационный. Заключительный.
• Представление коллекции пуговиц.
• Выставка –музей пуговиц.
• ООД «Волшебная пуговица».
Вывод
В рамках проекта, были задействованы все образовательные области.
Создана коллекция пуговиц в группе.
Полученную коллекцию мы планируем использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос. Творческая деятельность захватила не только детей, но и родителей. Так выставка творческих работ была пополнена поделками, сделанными в семье.
Проект оказался интересным для всех его участников. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
История пуговицы настолько охватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица).
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Поэтому очень важно построить совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы она максимально была приближена к исследовательско - познавательной деятельности.