Наталья Торгашина
Проектная деятельность в старшей группе. НОД «У матрешки день рождение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Обобщить и обогатить знания детей о народных игрушках.
Познакомить детей с народной деревянной игрушкой – матрешкой.
Активизировать творческую фантазию детей, помочь им самостоятельно придумать рисунок на платок для матрешки, развивать воображение, чувство цвета и ритма при составлении узора из нескольких элементов.
Познакомить и активизировать знания детей к народным традициям, знакомить с народным творчеством и изобразительным искусством, также знакомить с народной музыкой и народными сказками и рассказами, устное творчество.
Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, выразительно.
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе, НОД „У матрешки день рождение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал:
русские народные игрушки (дымковские, матрешки, тряпичные куклы и др.); иллюстрации с изображением матрешек; платки с разным узором;
Раздаточный материал: гуашь разных цветов, ткань разных тонов, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа: игры с народными игрушками, рассматривание и народных игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, рассматривание русско-народной одежды, платки с разными узорами.
Ход занятия:
(Звучит русская народная мелодия)
Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Подходите, подходите
На игрушки посмотрите
Все игрушки хороши
Полюбуйтесь от души!
- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.
Дети - Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др.
- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
Дети - Эти игрушки яркие, красивые, веселые.
- Ребята, а вы знаете, как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали.
Дети - Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили, лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани. Это был самый доступный и дешевый материал.
Дидактические игры «Что из чего» (составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Дымковская игрушка сделана из глины, значит она глиняная.
Эта кукла сделана из ткани, значит она тканевая.
Эта игрушка сделана из стекла, значит она стеклянная.
Эта игрушка сделана из дерева, значит она деревянная.
- Здесь есть еще одна народная игрушка. Она платком цветастым накрыта. Как вы думаете, что это за игрушка? Послушайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети – Матрешка!
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Посмотрите, какие они красивые. Что вы знаете о них.
Ответы детей.
- Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью, и поверхность росписи матрешки покрывают лаком
- Во что одета матрешка?
Дети - Сарафан, рубаху, платок на голове, передник.
- Правильно, матрешка одета в русскую национальную одежду - расписной крестьянский сарафан, рубаху, платок на голове, передник.
Матрешек делают в Семенове, Загорске, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, загорские, майдановские.
Прообразом матрешки послужило ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем – то напоминает яйцо.
Разные мастера раскрашивают их по разному. Очень редко можно встретить одинаковые матрешки.
Разминка:
Раз, два, три, четыре!
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку!
Влево - вправо повернись,
Веселее улыбнись!
И еще раз покрутись.
-Сегодня мы будем делать (рисовать) платки для Матрешки.
Посмотрите какие они бывают. (продемонстрировать платки)
Вот они! Удивительно белы,
Мастера скорей за дело,
Украшай платочек смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Дети выбирают по желанию тон платка)
Выполнение работы.
- Садитесь за столы и попробуйте сами украсить платочек для Матрешки. Придумайте и нарисуйте свой узор. Подумайте, какой узор будет украшать платочек цветочный или геометрический.
– Давайте вспомним, как лучше размещать узор на квадрате: можно придумать узор для углов платка, затем заполнить стороны и центр квадрата. Можно начать рисунок от центра, затем украсить стороны чередующимся орнаментом.
Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе цвета, узора.
(Во время выполнения работы звучат русские народные песни)
По окончании работы дети выкладывают свои платки на один общий стол.
Дети оценивают свои работы. Они рассказывают о том, какой они выбрали узор, как расположили узор, какие цвета использовали.
Простой казалось бы узор,
Но отвести ни в силах взор.
Дидактическая игра «Комплименты»
Русская народная хороводная игра «Каравай»
Ребята вы выучили много стихов и частушек про матрешку. Давайте послушаем их.
(Дети читают стихи и поют частушки)
Спасибо большое, ребята, за ваши поделки. А сейчас я вас приглашаю на чай из самовара с баранками и кренделями.
Тары – бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С сухарями!
С кренделями!
С бубликами вкусными!
С сушками!
С ватрушками!
С пирогами русскими.