АНЖЕЛИКА ЛИТАСОВА
Проектная деятельность «Народные промыслы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Направление проекта : «Художественно-эстетическое развитие».
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели группы, семьи воспитанников.
По времени проведения: краткосрочный (февраль).
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Публикация «Проектная деятельность „Народные промыслы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Б. М. Немецкий.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Гипотеза:
Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Цель проекта :
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
развитие навыков художественного творчества детей;
развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
- развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса; осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;
- содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
Планируемые результаты проекта :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Формы реализации:
• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
• рассматривание видов росписи;
• выполнение работ по изобразительной деятельности;
• подвижные и малоподвижные народные игры;
• выставка «Декоративно-прикладное искусство»;
Работа с родителями:
• совместные работы с детьми;
• консультация для родителей;
• беседы;
• обогащение предметно-развивающей среды;
• презентация проекта;
Этапы реализации проекта :
• подготовительный;
• исследовательский;
• заключительный (обобщающий).
Реализация проекта по этапам
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей :
I этап – подготовительный
(1-я неделя февраля)
1. Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
3. Подвести к формулировке задач: иметь представление о народных промыслах (Гжель, Дымково, Хохлома); отразить впечатления в продуктах своей деятельности; принять участие вместе с родителями в создании выставки «Декоративно-прикладное искусство».
4. Создание презентации к НОД «Веселая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Искусство Гжели».
5. Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;
Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
6. Принимают активное участие в выставке «Декоративно-прикладное искусство».
II этап – практический
(2-я неделя февраля)
1. Организация деятельности детей :
• Познавательная
• Речевая
• Художественно-эстетическая
• Социально-коммуникативная
2. Совместная работа с родителями:
- организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;
- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
- участие в мастер-классе «Диво дивное, чудо чудное».
3. Совместная работа со специалистами:
• Музыкальным руководителем. Заучивают стихи, заклички; знакомятся с новыми народными играми; играми по декоративно-прикладному искусству.
Прослушивание русских народных песен; разучивание песни «Гжель».
III этап – заключительный
(3-я неделя февраля)
1. Реализация проекта с участием родителей мастер-класс «Диво дивное, чудо чудное».
2. Создание презентации, как подведение итогов проекта.
Участвуют в мастер-классе.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в деском саду», Москва, 2009г.
• Н. В. Шайдурова «Народные промыслы», С. -Петербург, 2020г.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ
I неделя:
Подбор материала для работы над проектом (подготовка цикла бесед для детей; составление презентации на тему: «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Искусство Гжели»; консультация для родителей на тему: "Народная культура и традиции", "Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома", "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье")
Проведение режимных моментов (проведение утренней гимнастика по сказке «Репка», чтение художественной литературы В. Крупин «Дымка», Л. Печникова «Матрешка-подружка», Т. Демина «Голубая Гжель», прослушивание произведения Л. Гулыга «Частушки о матешках».
Беседа на тему «Золотая Хохлома». Просмотр презентации «Хохлома». Д. И. «Продолжи роспись». Разучивание русской народной песни «На зеленом лугу». Хороводная игра: «Заря-заряница». Роспись доски хохломским узором. Выставка детских работ.
II неделя:
Беседа на тему: «Что такое народная игрушка?». Разучивание стихотворение Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Просмотр презентации «Дымковская игрушка». Д. И. «Продолжи узор». Разучивание народной песни «Плетень». Русская народная пляска «Ах ты береза». П. И. «Гори-гори-ясно», «Гусли». Лепка петушка из соленого теста. Раскрашивание дымковской игрушки «Петух». Выставка детских работ.
III неделя:
Беседа «Об искусстве Гжельских художников». Просмотр презентации «Сказочная Гжель». Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Гжель». Разучивание русской народной прибаутки «Сел комарик». Русско-народная песня-игра «Шел король по лесу». Д. И. «Составь узор». Рисование «Гжельская ваза». Выставка детских работ.
IV неделя:
Мастер-класс для родителей старшей группы «Непоседы» на тему «Диво дивное, чудо чудное».
Подготовка презентации по результатам проекта.