Марина Велижанина
Проектная деятельность в средней группе «Покормите птиц зимой»
Проектная деятельность в средней группе "Покормите птиц зимой!
«Кто кормит птиц - несет добро природе и планете!
Пернатым надо помогать – ты не один на свете!»
Важны для человека добрые дела, а для птиц кормушки, полные зерна!
Участники проекта : дети средней группы (32 ребёнка, родители, воспитатель
Вид проекта и тип : краткосрочный, информационно-творческий
Срок проведения: 18.012021г. -12.02.2021г
Объект исследования: зимующие птицы нашего города.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Предмет исследования: помощь зимующим птицам.
Цель проекта :
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о зимующих птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
3. Формировать представления о птицах, как о живых существах в природе, развивать эстетические чувства: любовь, сочувствие, бережное отношение к птицам.
4. Задачи проекта в детях желание ухаживать за ними.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с птицами (снегирь, воробей, синица, ворона). 2. Научить различать птиц по внешнему виду, опираясь на отличительные особенности. 3. Развивать слуховое внимание, формировать способность к диалогической речи. 4. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц; обогащать и активизировать словарь по теме. 5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. 6. Научить детей, правильно их подкармливать.
Гипотеза: Помогая птицам зимой, мы не даём им погибнуть от голода и холода.
Краткое содержание проекта : познавательная деятельность - занятие (НОД); рассматривание книг, открыток, буклетов, фотографий о птицах; просмотрслайд-презентации; подбор научно- популярной и художественной литературы; иллюстрированного материала по данной теме; преобразование предметно-игровой среды группы (в книжном уголке); дидактические, настольно-печатные и пальчиковые игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованная деятельность; тематические беседы; наблюдение за птицами, прилетающими на участок; выставка детских рисунков и аппликаций; изготовление кормушек.
Форма проведения (формы работы) : фронтальная (игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями;) НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, разучивание стихов, рассматривание; оформление альбома; выставка детских рисунков на тему: «Зимующие птицы»; выставка – «Кормушка для птиц»
Актуальность проекта : Воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от осознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Проблема проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Теоретическая значимость проекта : систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о зимующих птицах.
Практическая значимость проекта : формирование элементарных представлений о зимующих птицах, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта : формирование познавательных интересов: наблюдать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться зимующими птицами.
Перспектива: В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется продолжать наблюдать и знакомить детей и с перелетными птицами.
Ожидаемые результаты: Дети научились различать по внешнему виду зимующих птиц, приобрели навык наблюдения за птицами, получили элементарные представления о птицах, о необходимости заботиться о них; расширили представление детей о зимующих птицах, их характерное строение; укрепить заинтересованность родителей к сотрудничеству с детским садом.
План реализации проекта : 1 этап. Подготовительный • Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями;
• Подобрать методическую литературу по теме; • Подобрать художественную литературу для чтения детям; • Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры). 2 этап. Основной (практический) •Оформление описательных рассказов о птицах; •Изучение корма для подкормки птиц; •Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала; •Выставка кормушек; •Наблюдение за птицами; •Наблюдение за поведением птиц на кормушках; 3 этап. Заключительный. •Подведение итогов реализации проекта; •Презентация проекта (освещение опыта работы)
Продукты проекта : • выставка книг, иллюстраций по теме в группе, изготовление кормушек.
Работа воспитателя с родителями:
Папка-передвижка «Зимующие птицы»
Акция «Покормите птиц зимой»
Консультация «Покормите птиц зимой»
Мастер-класс «Волшебная кормушка»
Памятка «Читаем с детьми»
• В. Звягиной «Воробей»
• С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,
• Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
• Ю. Никонова «Зимние гости»,
• А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Совместная деятельность родителей и детей.
Конкурс «Самая оригинальная кормушка» Сбор корма для птиц.
Использованная литература:
1. Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-3-е изд. ,испр. и доп. -М. :Мозаик-Синтез, 2015.-368с. 2. Комплексные занятия по программе, «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой 3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» 4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 5. О. В. Исаенко «Развиваем речь, мышление, мелкую моторику»
Образовательная
область 18.01 -22.01. Работа с родителями
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитии
Физическое развитие - Беседа на проблемные ситуации
«Зачем нужно кормить птиц зимой», «Почему птиц стало меньше?»
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, сюж. картинках.
- Отгадывание загадок про зимующих птиц
- Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»,
М. Горького «Воробьишко»
Д/ и. : Собери птицу», «Один – много»;
Сюжетно-ролевая игра: «Пригласи синичку в гости»,
Инсценировка “Птичкам холодно зимой”
- прогулка "Наблюдение за синицей"
«Берегите и покормите птиц зимой»
Рисование «Птицы на кормушке».
Лепка «Рябинка для птиц»
«Птички» (раскрашивание карандашами)
п/ и. «Воронята»,«Птички», «Воробышки и кот», «Совушка».
Экскурсия по территории детского сада
Памятка
«Покормите птиц зимой»
папка-передвижка
Зимующие птицы»
Образовательная
область 25.01 – 29.01. Работа с родителями
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитии
Физическое развитие
Музыка
Беседа на проблемные ситуации
- «Как живут наши пернатые друзья зимой»;
- «Синичка-гостья нашего участка
- «Зимние гости»
- Составление рассказов по иллюстрациям
- Разучивание стихов.
- Чтение: Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»,
И. Токмакова «Десять птичек – стайка» ,
В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”.
Д/ и. : «Что за птица?», «Назови ласково», «Кто лишний»
- Конструктивно-модельная деятельность
«Кормушка для птиц»
- Прогулка "Наблюдение за воробьями".
Просмотр слайд - презентации
«Зимующие птицы».
Аппликация «Снегири прилетели на кормушку»
«Птички» (раскрашивание карандашами)
Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»
П/и “Птички и птенчики”,
“Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль“, ”Птички и кошка”.
-Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др., из серии П. И. Чайковского «Времена года» Акция
«Покормим птиц вместе с детьми»
Памятка
«Читаем с детьми»
Образовательная
область 01.02. – 05.02. Работа с родителями
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Музыка
Физическое развитие Беседа на проблемные ситуации
- «Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком? “
- «Пользу или вред приносят птицы?».
- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой»
- “Чем питаются птицы зимой?»
-Разучивание стихов.
- Чтение: Сухомлинского «О чём плачет синичка», В. Звягиной «Воробей»,
С. Михалков “Птичья столовая», А. Барто “Скачет шустрая синичка”
Д/и. «Угадай птицу по описанию», «Летает – не летает», «Что в мешочке?»
Сюжетно-ролевая игра:
«Птичий двор».
- Прогулка "Наблюдение за вороной".
- Опытно-экспериментальная деятельность. Просмотр слайд - презентации «Покормите птиц зимой».
«Птицы у кормушки» (сюжетная лепка)
Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке»
Аудиозапись «Голоса птиц».
Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой
п/ и. «Воронята»,«Птички», «Воробышки и кот»
Мастер-класс
«Волшебная кормушка»
Альбом «Я покормлю птиц зимой!»
Образовательная
область 08.02. – 12.02 Работа с родителями
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитии
- Беседа по проблемные ситуации:
- «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»;
- “Чем питаются птицы зимой?»
- Чтение: Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
«Зимние гости» Ю. Никонова, «Воробьишко», А. Яшина “Покормите птиц зимой”, Г. Скребицкий “Появились синички”.
Сюжетно-ролевая игра: «Больница птиц»
- Д/ и. «Что лишнее?», «Чем птицы отличаются от животных?»
- прогулка "Наблюдение «Следы на снегу»"
- прогулка: "Наблюдение за зимующими птицами"
«Птицы зимой»
П/и “Птички и птенчики”,
“Перелет птиц”, ”Птички и кошка”, «Воробьи и вороны»
Рисование «Веточка рябины»
«Птички» (раскрашивание карандашами)
Лепка «Птичка на веточке»
Итог: выставка оригинальных кормушек;
Выставка «Покормите птиц зимой» Конкурс «Самая оригинальная кормушка»
Анкета для родителей.
ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ КОРМИМ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на наши вопросы.
1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?
2. В какое время суток насыпаете корм?
3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .
4. Чем кормите птиц?
5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?
6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?
7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?
8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?
9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?
10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?
11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?
12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?
13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?
14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?