Елена Панковецкая
Проектная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в средней группе
Воспитатель Панковецкая Е. В.
1. Напомню, что в средней группе, в программе Веракса, появился новый раздел - познавательно-исследовательская деятельность, который включа-ет в себя
Сенсорное развитие,
развитие познавательных действий,
дидактические игры,
и новый подраздел – проектная деятельность.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе» размещена в разделах
В проектной деятельности реализуются следующие задачи:
• Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности.
• Оказывать помощь в оформлении ее результатов.
• Оказывать помощь в создании условий для их презентации сверстникам.
• Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Как вы считаете, почему в средней группе появляется проектная деятель-ность?
Это обусловлено качественным изменением мыслительных процессов. Зна-чительно расширяется кругозор, улучшается память. Появляется способность воспроизводить прошедшие события (припоминание, предвкушать события бу-дущие или желаемые (воображение). Внимание также выходит на новый уровень: становится произвольным. Ребёнок способен запоминать нужную информацию осмысленно, если это действительно необходимые и интересные для него сведения. Появляется тяга к познанию. Именно в этом возрасте ребята становят-ся неутомимыми «любознайками», а вопросы «Почему?» и «Зачем?» они задают, чуть ли не ежеминутно.
А проектная деятельность дает возможность через объединение различных областей знаний формировать целостное видение картины окружающего мира.
Проектная деятельность в средней группе находится на первом уровне - под-ражательно – исполнительском.
На этом уровне дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя дей-ствия по прямому предложению воспитателя или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует по-требность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
В средней группе рекомендуется организовывать Информационный (поиск-вый) проект : сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации. Так как такие проекты являются ступенью к реализации исследова-тельских проектов в последующих группах.
2. Основное предназначение проектной деятельности — это предостав-ление детям возможности приобрести знания, при решении задач или про-блем, из различных областей, то есть поиск знаний проходит через различ-ные виды детской деятельности.
Таким образом, образовательный процесс получается целостный, а не разби-тый на части. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельно-сти, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Поэтому проектная деятельность интегрирует с видами деятельности. (пере-числить)
И реализуется через формы организации образовательного процесса.
рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, драматизация, лепка, аппликация, рисование, игры эксперименты, опыты, дидактические игры, теат-рализованные игры, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры, труд в при-роде, рассматривание объектов, обследование, наблюдение, создание символов, схем, чертежей, тематических альбомов и т. д
3. Как же планируется проектная деятельность в средней группе?
Планирование зависит от тематического планирования, событий, задач, которые реализуются в средней группе и от вопросов детей.
Количество проектов в месяц зависит от мастерства педагога и длительности проекта.
Проект в средней группе длится пока у детей сохраняется интерес к выбранной теме
Я считаю, что лучше реализуются краткосрочные проекты, так как у детей 4-5 лет внимание еще на полностью сформировано (не устойчиво) и они быстро те-ряют интерес
Можно реализовать 1-2 в месяц, в квартал или каждую неделю.
Проектная деятельность строиться по определенной структуре.
Этап проекта. Деятельность педагога. Деятельность детей.
Первый – постановка проблемы (Целепола-гание) Формулирует проблему проекта, сюжетную игро-вую ситуацию, цели и зада-чи. Вводит детей в пробле-му, активизируя интерес к ней «заражая» стремлением решить ее Входят в проблему - осуществляют присвое-ние проблемы на личном уровне, вживаются в игровую ситуацию, принимают цели и задачи предстоящей деятельности
внешние стимулы
(новизна, необычность объекта);
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так);
Второй –планирование деятельности. Создает условия для само-стоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует:
-планирование детской дея-тельности по решению за-дач проекта;
-формы презентации ре-зультатов, итогов работы Принимают план работы.
Могут внести свой вклад в планирование (с помощью воспитателя)
«Модель трёх вопросов» :
- что знаем?
- что хотим узнать?
- как узнать?
Этап проекта. Деятельность педагога. Деятельность детей.
Третий – реа-лизация про-екта. Помогает в решении задач. Направляет на поиск реше-ний.
Оказывает практическую помощь. Участвуют в деятельности направленных на достижение цели.
(НОД, игры, наблюдения, эксперименты, опы-ты, просмотр презентаций, наблюдения и т. д.)
Четвертый – презентация.
Рефлексия Обобщает полученные ре-зультаты проекта и подво-дит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность. Готовится к презентации, проводит ее. Делают вывод (с помощью воспитателя)
Представляют продукт деятельности.
Альбом, газета, плакат, гербарий, макет, сказ-ка, презентация, поделка, фотоальбом, и т. д.
Участвуют в презентации.
Рефлексия:
Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?
- Какое из занятий понравилось вам больше всего?
Самой эффективной формой проектной деятельности в средней группе являет-ся экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия.
Эксперименты могут быть как специально запланированные, так и случайные (специальной подготовки не требуют, демонстрационными и фронтальными
Дошкольники средней группы экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия.
У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать само-стоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по вы-яснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
В средней группе при экспериментировании дети могут теперь получать и вы-полнять не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. В средней группе учим детей сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта
Появляются первые попытки работать самостоятельно.
При фиксации чаще всего используют готовые формы, но в конце
года постепенно начинают применять схематичные рисунки.
В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа иссле-дования и формулирования выводов. Давая словесный отчет дети не ограничи-ваются
отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят
несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже
приближаются к нему по объему. Здесь важно своими наводящими вопросами учить
выделять главное