Приложение МААМ

Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ

Раиса Воронина
Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ

Одной из инновационных образовательных технологий, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Публикация «Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ» размещена в разделах

Проектная деятельность - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов - совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему с обязательной презентацией этих результатов.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т. е., если теоретическая проблема, то и решение должно быть конкретным, если практическая- конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла, или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (поисковый метод, умение вести статистику, обрабатывать данные, классифицировать и анализировать информацию)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования, в других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по предмету, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, познавательные и творческие, прикладные. Тематика может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Актуальность выбора метода проектов обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно- коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом в будущем, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше использовать для этого возможности ИКТ.

Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно- познавательную деятельность учащихся, помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у детей автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.

А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе- неуспех, обусловленный непониманием, значительными проблемами в знаниях.

Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов:

Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

Разрыв между поисковой. исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Целью моей работы явилось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Вовлечь детей в проектную деятельность;

Научить представлять продукты проектов;

Научить учащихся использовать ИКТ для поиска, обработки и представления информации.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

Исследовательские;

Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);

Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

Рефлексивные ( отвечать на вопросы: «чему я научился, «чему необходимо научиться?»

Менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность- время, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела);

Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения, так и нетрадиционные (метод мозговой атаки, метод информационной поддержки, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация).

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. После защиты проекта изготовленные изделия можно использовать на праздниках, уроках, подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Проекты, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии информации.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности : фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели работы над проектом :

- образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

- развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

- воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы :

1. Для обозначения темы проекта

- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся

- могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.

3. Как информационно-обучающее пособие

- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.

Итак, метод проектов :

- это шаг к самостоятельности учащихся, хорошая возможность показать себя, проявить свои интеллектуальные способности;

- это шанс проявить свои возможности, умения, навыки, знания, развить свой творческий потенциал;

- это вовлечение в активную деятельность учеников, мотивируя их на успех, расширяя компетенции;

- это работа в команде, выполнение разных социальных ролей;

- это тесное сотрудничество родителей со школой;

- это тесное сотрудничество родителей со школой;

Результатом целенаправленной работы по организации проектной деятельности

учащихся явилась тенденция к творческому сотрудничеству учащегося и учителя, а также появление реальной возможности установления межпредметных связей.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно

расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий,

применять на них не только традиционные методы обучения, но также эвристические

приемы и методы активизации творческого мышления. Все это требует от руководителя

проекта постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и

умений, так как проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.

Наибольшую эффективность для реализации проектной деятельности имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология, литературное чтение. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Проектная деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии позволяет привить у детей интерес к чтению, расширить кругозор, развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной.

Мной разработаны проекты для учащихся на предметном содержании учебных курсов: окружающий мир, литературное чтение, технология. Темы «Афлатун», «Космос», «Оригами», «Устное народное творчество», и др. вызывают у учащихся активизацию познавательной деятельности, положительный настрой учебной мотивации. Лучших результатов в процессе изучения данных тем я смогла добиться при использовании не только метода проектов, но и средств ИКТ.

Продуктами проектной деятельности с использованием ИКТ стали : презентации опытов, рисунков, поделок, мультфильм, газета, альбом, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, плакат, фотоальбом, презентации.

Исследовательский проект

Тема: «Пластмассовые крышки»

Учебный предмет: окружающий мир, технология

Участники: учащиеся 2 класса

Продолжительность: 2 недели урочно – внеурочных форм работы

Цель: изучение свойств пластмассы, создание коллекции видов крышек показать ребятам необходимость рационального использования вторичного сырья – пластика.

привлечь школьников к проблеме ресурсосбережения, бережного отношения к природе путем использования вторичных ресурсов для создания полезных и нужных вещей.

Задачи проекта : обратить внимание школьников на возможность вторичного использования пластика. Организовать сбор пластмассовых крышек среди учащихся начальной школы – Акция «Крышкам – вторую жизнь»;

создать коллекцию поделок из пластмассовых крышек.

Описание работы над проектом :

1) обсуждение цели проекта;

2) распределение на группы и амплуа в группах

3) выбор темы (знакомство с историей возникновения, производством пластмассы, проведение опытов по изготовлению работ из пластмассовых крышек.

4) фотографирование процесса и результатов;

5) составление плана презентации;

6) подготовка компьютерной презентации

7) презентация результатов на уроке и родительском собрании

Продукты: коллекция поделок из крышек, презентация результатов опытов, сбор пластика.

Информационный проект

Тема: «Первый космонавт»

Учебный предмет: окружающий мир

Участники: учащиеся 2 класса

Продолжительность: 2 недели урочно – внеурочных форм работы

Цель:

познакомить учащихся с важнейшими моментам развития космонавтика в нашей стране;

дать элементарные представления о работе космонавтов в космосе;

выяснить условия жизни на планетах Солнечной системы;

совершить путешествие на Луну, к звездам;

Задачи:

-выработка умения выступать перед аудиторией;

-формирование навыка самостоятельной работы с большим объемом информации, обработки информации, способам представления результатов;

- учить правильно использовать в речи термины по теме «Космос»;

-развитие творческих способностей учащихся.

- развитие коммуникативных навыков общения;

-расширение кругозора и эрудиции;

-развитие наблюдательности, интереса к познанию мира;

-воспитание бережного отношения к окружающей природе и к планете в целом;

-воспитание патриотизма через героику профессии космонавта.

Этапы работы

Подготовительный.

формирование групп (формулировка темы, целей, распределение обязанностей) :

1 группа- оформляет уголок;

2 группа- занимается поиском информации, работает с литературой, энциклопедиями;

3 группа- занимается творческой работой (знаки Зодиака, аппликации ракет, моделирование)

Основной.

поиск информации, выступление с докладами на уроке, творческая мастерская;

просмотр к\ф «Он сказал : «Поехали!» «Наша Земля из космоса»,

беседа в библиотеке;

Выучить стихотворения к Дню Космонавтики;

викторины.

Заключительный.

(защита проектов)

Продукты: в результате большой работы оформлена картинная галерея в холле школы

«Первый космонавт», выпущена книжка- раскладушка «Юрий Гагарин?»,

проведены исследования «Звездные часы», «Дневные звезды», продемонстрированы презентации «Это странное слова – КОСМОС»», «Звездный сын Земли», «Как устроен космический дом», изготовлен макет скафандра, на протяжении проекта работала творческая мастерская.

Творческий проект

Тема: «Пластилиновый диафильм по сказке «Золушка»

Учебный предмет: литературное чтение, технология.

Участники: учащиеся 2 класса

Цель:

Создание диафильма

«Пластилиновая сказка про Золушку»

Задачи проекта :

Развитие выразительности речи (расширение пассивного и активного словаря, формирование звуковой культуры речи);

развитие эмоционально-волевой сферы;

творчества и изобретательности;

воспитание нравственно- коммуникативных навыков (способность сочувствовать, сопереживать

Продукты: выпущен пластилиновый диафильм «Золушка», изготовлено — 10 персонажей из пластилина, декорации из бумаги и картона

Описание работы над проектом :

1) обсуждение цели проекта;

2) выбор темы (чтение авторских сказок в рамках программы литературного чтения);

3) выбор выхода проектной деятельности–диафильм;

4) коллективное изучение материалов по теме, анализ авторских сказок, работ иллюстраторов;

5) презентация на родительском собрании

Данный проект позволил раскрыть творческий потенциал учащихся, дал возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, свою фантазию. Ребята приобрели навыки актерского мастерства;

повысилась самооценка у учащихся;

возросла ответственность в коллективной работе.

Результаты работы методом проектов с использованием ИКТ

Основные результаты работы:

расширение кругозора учащихся, увеличение объёма посещаемости учащимися школьной и районной библиотек.,

развитие информационно-коммуникационных компетенций;

качественный скачок в развитии информационных навыков (сравнительный анализ контрольных данных и стойкий интерес к познанию и творчеству);

формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков ;

формирование нравственно-ценностных отношений к природе, другим людям;

внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.

Заключение.

Умение пользоваться методом проектов, ИКТ – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Фотоотчет «Проектная деятельность в начальной школе»Фотоотчет «Проектная деятельность в начальной школе» Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебница бумага»Проектная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебница бумага» Продолжительность: кратковременный: 6 недель – с 27.03.17. г. по 05.05.17г. : Тип проекта: познавательно-творческий. Участники проекта:.

Проектная деятельность в средней группе ДОУ с использованием полихудожественного подхода «Моя любимая игрушка»Проектная деятельность в средней группе ДОУ с использованием полихудожественного подхода «Моя любимая игрушка» Паспорт проектаВид проекта: творческий. Продолжительность проекта: одна неделя. Участники проекта: дети средней группы «Ромашка», воспитатели,.

Внеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школеВнеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школе Во время летних каникул в МБОУ НОШ посёлка совхоза им. Льва Толстого для детей были организованы кружковые работы: литературные и интеллектуальные.

Внеурочная деятельность «Забавные пингвины» во время осенних каникул в начальной школеВнеурочная деятельность «Забавные пингвины» во время осенних каникул в начальной школе Время каникул – прекрасная пора. Все дети любят каникулы, и совсем не потому, что в этот период нет уроков, совсем не нужно спешить на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ
Опубликовано: 26 октября 2020 в 21:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Воронина (УИ 175304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД