Ирина Чухломина
Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Чухломина Ирина Владимировна, социальный-педагог,
вторая квалификационная категория
по должности «социальный педагог»,
МДОУ «Детский сад №7 «Теремок»
г. Коряжма Архангельской области
Проектная деятельность в ДОУ
"Огонь : друг или враг"
Актуальность проекта
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности „Огонь: друг или враг“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты
- Темочки
Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
ПАСПОРТ
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – среднесрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
Гипотеза:
Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Цель проекта :
Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи проекта :
Образовательные
• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Участники проекта :
• Педагоги ДОУ;
• Инструктор пожарной профилактики г. Коряжма АОО ВДПО;
• «Пожарная дружина» ДДТ
• Дети 5-6 лет;
• Родители.
Действия:
• Специально организованное обучение:
-непосредственная образовательная деятельность, направленная на социальное развитие личности;
-экскурсии;
-продуктивные виды деятельности.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми:
-беседы;
-игровые ситуации на образовательной основе;
-чтение художественной литературы;
-заучивание стихотворений;
-игры: подвижные, творческие, дидактические;
-праздники и развлечения;
-просмотр мультфильмов.
• Самостоятельная деятельность :
-игры;
-продуктивная деятельность.
• Работа с родителями:
-анкетирование;
-консультации, памятки;
-наглядно-текстовая информация;
-совместные мероприятия детей с родителями;
-родительское собрание
• Работа с педагогами:
- Тестирование;
- Консультации;
- Беседы;
- Круглый стол;
- Деловая игра;
- Открытые просмотры.
Принципы реализации проекта :
• Принцип системности:
систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип диалогического общения:
неотъемлемое условие взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду и дома.
• Принцип доступности и креативности:
позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области пожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманизации:
во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
• Принцип доступности:
предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Ожидаемый результат:
• привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;
• овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности;
• профилактика панического страха перед огнём;
• привлечение родителей к данной проблеме;
• пополнение методического кабинета пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами занятий, развлечений по пожарной безопасности.
Подготовительный этап:
• Анкетирование родителей.
• Диагностика детей.
• «Круглый стол» с участием родителей и детей.
• Оформление серии выставок для родителей и педагогов по пожарной безопасности.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Основной этап:
Сентябрь
Тема: «Что такое огонь?»
Цель: формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня.
Работа с детьми Работа с родителями:
1. Образовательная ситуация на игровой основе с применением ИКТ «Привила пожарной безопасности».
2. Образовательная ситуация на игровой основе по правилам пожарной безопасности «Пожар и пожарные в стихах и загадках».
3. Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».
Чтение:
4. С. Маршак «Сказка про спички»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».
5. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
6. Практическая деятельность : тактические учения по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара.
Анкетирование «Чтобы не было беды».
Консультация «Спички – не игрушка, огонь – не забава».
Октябрь
Тема: «Что такое служба пожарной безопасности»
Цель: формировать интерес к труду пожарных; представление о действиях боевого расчета; тактике тушения пожара.
Работа с детьми Работа с родителями:
1. Образовательная ситуация на игровой основе с применением ИКТ: «Профессия пожарный» (сотрудник пожарной части).
2. Экскурсия в пожарную часть «В гости к пожарным».
3. Оформление стенда по итогам экскурсии.
7. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».
4. Чтение: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
5. Продуктивная деятельность : конкурс детских рисунков «Пожарная безопасность – глазами детей».
Посещение семей «группы риска», с целью проведения бесед и распространения листовок по формированию пожаробезопастного поведения.
Памятка «Помните об опасности».
Родительское собрание: «Пожароопасные предметы» (сотрудник пожарной части)
Ноябрь
Тема: «Правила пожарной безопасности».
Цель: уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры) знать первые действия и порядок действий при пожаре.
Работа с детьми Работа с родителями:
1. Образовательная ситуация на игровой основе в форме экскурсии по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
2. Игра «Да и нет».
3. Просмотр мультфильма «Правила безопасного поведения детей при пожаре».
4. Образовательная ситуация на игровой основе «Огонь злой, огонь добрый».
5. Продуктивная деятельность : «Оформление детского уголка пожарной безопасности» Беседа «Если в доме пожар».
Картотека игр: «Добрый и злой огонь».
Декабрь
Тема: «Легче чем пожар тушить - нам его предупредить».
Цель: закрепить знание об основных требованиях пожарной безопасности; выявить уровень осознанности детьми соблюдения правил пожарной безопасности.
Работа с детьми Работа с родителями:
1. Игра-викторина «Чтобы не было пожара!».
2. Чтение: Б. Жидков «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница».
3. Дидактические игры «Причины пожаров».
4. Практическая деятельность : создание специальных ситуаций (обыгрывание) «Действия при пожаре».
5. Просмотр мультфильма «Игры с огнём».
Письменная консультация: «Что нужно сделать, чтобы не случился пожар».
Досуг с детьми и родителями: «Огонь – друг, огонь - враг».
Заключительный этап:
• Диагностическое обследование детей, анализ результативности.
• Выставка совместных работ детей и родителей «Пожарная безопасность глазами детей».
• Игра викторина «Чтобы не было беды».
• Представление материалов проекта в виде презентации.
Результат:
У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Дети готовы самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформировались устойчивые навыки самосохранения и навыки осознанного безопасного поведения. Уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным. В ДОУ для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей созданы необходимые условия. В группе организован уголок по пожарной безопасности. Скоординирована деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Расширено взаимодействие с социальными учреждениями города (Пожарная часть №33, ДДТ – пожарная дружина).
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате активной совместной деятельности всех участников проекта у детей сформировались навыки осознанного безопасного поведения, созданные в ДОУ условия способствовали усвоению и закреплению знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Список литературы:
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
2. Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009.
3. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.