Юлия Пустовая
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сопровождение (алгоритм построения проекта, библиография)
Дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, принимают на себя роль основного помощника родителям в переходе ребёнка из семьи в более широкое социальное пространство, и, естественно, при этом необходимо идти в ногу со временем. Это позволяет осуществить использование инновационных педагогических технологий.
Инновационные технологии в ДОУ открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Темочки:
«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проект предусматривает ка самостоятельную, так и коллективную работу, имеющую социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является необходимыми составляющими разностороннего развития личности.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели, и долгосрочные (на учебный год).
По составу участников - индивидуальные, групповые, фронтальные.
По тематике - творческие, информационные, игровые, исследовательские. Темой проектов могжет стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В практике работы ДОУ используют такие виды проектов :
Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
Структура проекта :
- Тема.
- Сроки реализации.
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
Этапы работы над проектами :
I. Подготовительный этап. (На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.)
II. Организация проектирования. (На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.)
III. Проектирование. (Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.)
IV. Презентация. (Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.)
Методическое сопровождение проектной деятельности. Список литературы по организации проектной деятельности в ДОУ.
Методическое сопровождение проектной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации носит комплексный характер и сформулировано на базе исследований К. Ю. Белой, Н. А. Виноградовой, Л. М. Волобуевой, Н. В. Микляевой, Л. В. Поздняк, Л. Д. Морозовой, Битюковской Н. П., Н. Е. Веракса, В. А. Деркунской и др.
Предлагаем здесь список рекомендуемой по освещаемой теме литературы:
1. Близнецова, В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] / В. С. Близнецов справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.
2. Виноградова, О. В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2009. №1. С. 63-65.
3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Волкова, М. С. Проект «Школа дошкольных наук» [Текст] / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №9. С. 6-9.
5. Давыдова, Л. Ю. Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности [Текст] / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
6. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова – М, : ТЦ Сфера. 2006 – с. 64.
7. Акулич, А. Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе // Дошкольное образование (ПС). – 2013. - № 2. – С. 18-19
8. Бутенко, Н. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребенка // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 35-42
9. Верхозина, Л. Г. Совместный проект педагогов и родителей воспитанников «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста» // Современный детский сад. – 2013. - № 7. – С. 70-72
10. Гладковская, Л. М. Проектная деятельность логопедической работе с дошкольниками 6-7 лет // Логопед. – 2013. - № 5. – С. 26-31
11. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28
12. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27
13. Итальянцева, Е. В. Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе по теме «Удивительный мир фразеологизмов» // Логопед. – 2013. - № 1. – С. 20-26
14. Лопатина, О. Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад. – 2013. - № 2. – С. 28-30
15. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47
16. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118
17. Салпыкова, И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 65-69
18. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104
19. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67
Источники:
1) https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
2) https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii
3) https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskoe_soprovozhdenie_vnedreniya_metoda_proekt_132647.html