екатерина тютерева
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов : созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду по ФГОС» размещена в разделах
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС : партнерская деятельность взрослого с дошкольниками
Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка. 1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к проектной деятельности : «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем.» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игровой и образовательной деятельности, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается. 4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.
Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?
По словам Л. В. Свирской, «. под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.
Основы реализации проектной деятельности дошкольников
Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности : творческая, исследовательская, нормативная.
Исследовательская проектная деятельность дошкольников
Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему. На заключительном четвертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.
Творческая проектная деятельность дошкольников
Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.
Нормативная проектная деятельность дошкольников
Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умывальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспитательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы: запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности дошкольников? На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия Дуровой Н. В. На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные последствия. Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализовываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некоторые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно задействовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например, проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Гостеприимство: гость на порог – радость в дом» и т. д. Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
Картотека игр для проектной деятельности.
Первый этап:
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после
чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную
ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в
проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также
дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из
важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной
позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять
интересные вещи в мире вокруг.
Приветствие ( инвариант: пожелания, комплименты, подарки). Игра
( инвариант: тренинг, пение, слушание). Обмен новостями. Планирование
дня ( инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование
идей, выбор деятельности). Подведение итогов (работы в центре, проекта,
дня).
Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы. Право
принимать / не принимать участие в общем деле.
Приветствия (комплименты, подарки и пр.)
Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит
сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют
взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной
цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их,
то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой
приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе».
Особое внимание может быть уделено тому ребенку (детям, который,
например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем
снова с нами. Мы очень ждали тебя»).
Иное дело, когда культуре приветствий нужно учить…
Обмен новостями или философствование с детьми
Обмен новостями во время детского совета – место легитимного
высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.
Новости: не регламентируются (только по одной короткой новости, не
выбираются (только хорошие новости, не вытягиваются насильно
(«Сережа, мы еще не слышали твоих новостей», не запрещаются («Нет-нет,
об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом
думать и говорить»). Новости принимаются как факт.
Ритуалы начала и окончания занятия.
Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению
детей, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно
для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуалы могут быть
придуманы группой в процессе обсуждения или предложены воспитателем.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли
настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от
других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Окончание занятия — это
завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал
должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны,
показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал
может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Ритуалы начала занятия.
Игра «Доброе утро»
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно
пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Ирина Николаевна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Игра "Встаньте все, кто…"
Воспитатель. Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет
сестру, любит дарить цветы и т. д.
Игра "Поздоровайся радостно" или Игра "Поздоровайся с соседом так, как
будто ты его боишься»
Игра "Круговая беседа"
Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель начинает предложение, а дети
по очереди, не перебивая друг друга, дополняют его. Например: «Больше всего
мне нравится в себе….», «Я бы хотел стать…», «Моя любимая игра…»,
«Больше всего я боюсь….», «Когда-нибудь я надеюсь…».
Игра "Повтори движение"
Дети стоят в кругу, психолог предлагает перед путешествием проверить, умеют
ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пойдут только все
вместе. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица,
дети должны повторить.
Игра «Давайте познакомимся»
Воспитатель говорит: «Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста,
кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от
того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая
мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться.
Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге, и называть при
этом имя того, кому адресован мяч.
Игра «Здороваемся необычно»
Воспитатель говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и
освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать
всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной
стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
Игра «Расскажи о себе»
Воспитатель выбирает предмет (игрушка, показывает его детям и говорит, что
этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать.
Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети
сидели в кругу. Воспитатель держит предмет и рассказывает детям о себе,
затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что
считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится,
дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их
символ. Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут
брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди
желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия
во всех занятиях.
Игра «Привет»
Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша!
Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым
ребенком, по очереди.
Игра «Выполни задание»
Воспитатель говорит: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь
вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит
солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете
свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и
комфортно. Давайте сыграем в игру.
Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у
себя, то должны будете выполнить задание. Например:
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других
Игра «Моё имя»
Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его
называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую
использовал “автор”. Далее дети говорят друг другу фразу приветствия:
“Роман, приятно с тобой увидеться”
Игра «Сигнал».
Дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Воспитательпередает «сигнал»
легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший
«сигнал» (левой рукой, должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И
т. д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент
может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону.
Когда дети усвоят эту игру можно усложнить:
- передавать «сигнал» детям, у которых закрыты глаза;
-передавать «сигнал», состоящий из нескольких нажимов руки (от2 до 5 в
зависимости от возраста детей).
Игра «Волшебный клубок»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток
ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или
доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени,
или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передает клубок
следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.
Игра «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит:
«Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!»
Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь
послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так
не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце».
Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.
Игра «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча
улыбаются друг другу.
Игра «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему
несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент
кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит
комплимент своему соседу.
При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать
что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает
пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Ритуалы окончания занятия
Игра «Тепло рук и сердец»
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой
доброй улыбкой. Воспитатель просит детей подарить ему что-нибудь на
прощание!У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно
почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Игра "Комплименты"
Дети в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько
добрых слов, за что-то поблагодарить (либо зато, что произошло на занятии
сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить
качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.).
Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень
приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится
по парам.
Игра «Прощание»
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо
смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от
души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Воспитатель: «Ребята, наше путешествие по сказочному лесу заканчивается, и
я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за путешествие по
сказочному лесу. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к
нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» Оба
остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий
участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и
говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре
круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей
группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите
церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук».
Игра «Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди
на всех.
Игра «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я
передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д.
и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше,
так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не
покидает и греет. До свидания!»
Игра «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,
пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Речевка:
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!