Марина Додоходжаева
Проектная деятельность «Наши соседи — насекомые»
Комитет по управлению образованием
Администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Отдел детских дошкольных учреждений
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №12 «Родничок»
Тема проекта : "Наши соседи - насекомые"
Направленность проекта :
Познавательно-исследовательское развитие.
Участники проекта :
-авторы проекта – воспитатель Додоходжаева М. А.,
- дети разновозрастной кардиологической группы №4.
г. Краснокаменск
Публикация «Проектная деятельность „Наши соседи — насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Введение
В проекте принимают участие дети кардиологической группы среднего и старшего возрастов, которые отличаются высоким уровнем познавательного интереса, широким кругозором, наличием творческих способностей.
Актуальность
Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях, т. е. на прогулках, экскурсиях. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера:дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности.
Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдается предпочтение опытам, занятиям - исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр-занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т. д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.
Проблема
К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа - именно поэтому, задача взрослых - воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям. Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих в природе.
Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят может быть неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Будут и такие дети, которые предложат уничтожить насекомых. Мнения разделятся. В ходе беседы выяснится, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: "Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?" Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Новизна
"Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается", - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем!
Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Практическая значимость
По мнению И. Л. Бондаренко, Н. Н. Достовалова, М. С. Каган, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Направленность проекта
Познавательно-исследовательская деятельность.
Предмет проекта
Формирование целостной картины окружающего мира и расширение кругозора; формирование и расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Типология проекта
По доминирующему методу Практико – ориетированный, творческий
По характеру содержания Ребенок, общество и его культурные ценности, окружающий мир
По характеру участия детей Дети – участники от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов Осуществляется в контакте с семьей, внутри одной возрастной группы
По количеству участников Коллективный
По продолжительности Краткосрочный
Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; формирование навыков правильного поведения детей в природе; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта "Наши соседи - насекомые".
Задачи:
Обучающие:
* Расширять и углублять знания детей о насекомых : муравьях, бабочках, пчелах, жуках; местах их обитания, характерных особенностях.
* Формировать реалистичное представление о роли насекомых в жизни человека.
* Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
* Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.
* Формировать элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения; формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
• Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе проводимого проекта.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, память, внимание.
• Развивать навыки самоконтроля и самооценки при исследовании насекомого, при выполнении заданий на листах бумаги.
• Развивать любознательность, познавательный интерес к живому в окружающем мире; развивать умение рассуждать, наблюдать.
Воспитывающие:
* Воспитывать активную жизненную позицию, познавательно-социальные навыки: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе коллективной деятельности.
* Воспитывать у детей интерес к насекомым, их образе жизни в природе, их пользе в окружающем мире.
* Воспитывать сосредоточенность, отзывчивость, умение выслушать ответ другого ребенка не перебивая его.
* Воспитывать интерес к литературному жанру: стихотворения, загадки о насекомых.
* Воспитывать бережное отношение к живому в природе.
В процессе реализации проекта использовались следующие методы стимулирования познавательной активности детей:
* беседы;
* словесно-наглядный;
* чтение художественной и энциклопедической литературы;
* продуктивная деятельность детей;
* индивидуальная работа под руководством педагога;
* драматизация;
* вопросы педагога, побуждающие детей к решению проблемных ситуаций.
Гарантированный результат
В результате реализации проекта дети будут знать :
- о разнообразных видах насекомых;
- о местах обитания насекомых; их пользе в природе;
- характерные особенности каждого насекомого;
- правила безопасного и бережного отношения к живому
У них разовьется:
- умение лепить из пластилина, раскрашивать и подбирать разнообразие цветов в оформлении поделок или рисунков;
- обогатиться словарный запас, речь
- интерес к окружающему миру;
- навык коллективного и индивидуального труда;
- мелкая моторика пальцев рук.
Критерии и способы оценки результатов
Критерии Способы
Уровень сформированности познавательного интереса дошкольников, коммуникативных навыков, произвольного поведения. Беседы с детьми, дидактические игры, взаимодействие со сверстниками в повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
Уровень освоения детьми познавательно – исследовательской деятельности Организация и проведение открытого занятия, творческие задания.
Узнавание и называние разных видов насекомых Изготовление и размещение рисунков, поделок, изготовленных совместно с воспитателями и родителями.
Распределение ролей в проекте
Деятельность воспитателя Деятельность детей
• Формирует цель, задачи проектной деятельности на основе изученных проблем детей (при постановке цели определяется и продукт проекта).
• Разрабатывается план продвижения к цели, обсуждает его с родителями.
• Привлекает специалистов ДОУ к осуществлению соответствующих разделов проекта.
• Составляет план-схему проекта.
• Занимается сбором и накоплением материала.
• Включает в план проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности.
• Подготавливает домашние задания и задания для самостоятельной деятельности детей.
• Направляет и контролирует осуществление проекта.
• Организует и проводит презентацию проектной деятельности. • Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.
• Принятие поставленной задачи, дополнение задач проекта.
• Объединение детей в рабочие группы.
• Формирование реалистических знаний, умений, навыков.
• Подготовка к презентации продукта деятельности.
• Представление зрителям или экспертам продукт деятельности.
Авторы проекта : воспитатели Додоходжаева М. А.
Участники проекта : дети среднего и старшего возраста группы №4.
Предлагаемый продукт – презентация проектной деятельности «Наши соседи - насекомые» и всех продуктов проектной деятельности.
2. Планирование проекта
Этапы работы по реализации проекта «Наши соседи - насекомые» :
Этапы проекта Деятельность педагогов Деятельность детей
1 этап Организационно-подготовительный Вводная презентация воспитателя, актуализация знаний воспитанников, обсуждение основополагающего и проблемного вопросов. Заявление темы проекта.
1. Выбор темы, предмета исследования, опреде -ление цели и задач проекта. 2. Подбор литературы, иллюстраций. 3. Выбор поделок для выставки, картин. 4. Составление конспектов НОД, подбор игр.
5. Беседа с родителями по организационным моментам реализации проекта. 1. Рассматривание иллюстраций, картинок, насекомых. 2. Наблюдение за насекомыми в природе, окружающем мире.
3. Чтение и анализ художественной, познавательной литературы.
2 этап
Практический 1. Работа с детьми и родителями.
2. Проведение консультаций, помощи в поиске ресурсов.
3. Оформление фотоматериала по работе с детьми, участие детей в разных видах деятельности.
4. Проведение выставки среди родителей на лучшую и познавательную информацию об определенном насекомом. 1. Сбор, анализ материала.
* Изготовление, подбор атрибутов для театрализации.
2. Рисование, аппликация, лепка разных видов насекомых.
3. Заучивание загадок, стихотворений о насекомых.
4. Дидактические игры: «Сложи картинку насекомого», "Кто, где живет?"
5. Подвижные игры: «Бабочки и ласточки».
3 этап
Заключительный Подготовка к презентации конечного продукта проекта «Наши соседи - насекомые». Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка.
Реализация проекта
Этапы Содержание работы Сроки Приме –чание
1 этап – Организационно-подготовительный 1. Выбор темы, предмета исследования, определение цели и задач проекта. 2. Подбор литературы, иллюстраций. 3. Составление конспектов занятий, подбор игр. 4. Беседа с родителями о изготовлении поделок для выставки и картин в картинную галерею. 5. Беседа с родителями по организационным моментам реализации проекта.
2 этап – Практический 1. Изготовление, подбор атрибутов для театрализации: * шапочки, костюмы. * декораций. 2. Изготовление объёмных насекомых с родителями.
3. Рисование бабочек, жучков,гусениц нетрадиционным способом (рисование ладошками, пальчиками, изготовление поделок на занятиях по художественно-эстетическому развитию, конструированию.
4. Заучивание загадок, стихотворений о насекомых.
5. Дидактические игры: «Кто, где живет?", "Хорошо - плохо", "Кто лишний?", пазлы "Насекомые".
6. Подвижные игры: "Пчелы и мед", "Бабочки и цветы", "Мотылек".
7. Эко-тренинг "Если б я был насекомым".
8. Эколого-психологические тренинги: "Мы - гусеницы", "Жук вверх ногами". Работа детей с родителями
Родители
Воспитатели
Методическое обеспечение проекта
Материально-техническое Учебно-методическое
1. Оформление картинной галереи: * Изготовление совместных картин родителей и детей, коллективных работ с воспитателями.
2. Выставка поделок, изготовленных на занятиях по художественно-эстетическому развитию, конструированию; совместных поделок детей и родителей.
3. Оформление ширмы с рисунками по индивидуальной работе с детьми, совместных рисунков с мамами. 1.
Литература:
1. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников. Журнал "Дошкольная педагогика",№6,2005г.
2. Ковинько Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М., "Линка - Пресс, 2004г.
3. Маневцева Л. Ребенок познает мир природы. Журнал "Дошкольное воспитание", №8, 2014г.
4. "Мы". Программа экологического образования детей. Н. Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., "Детство - пресс", 2003 г.
5. Степанов В. "Азбука в стихах"
6. Синявский П. "Сто загадок"
7. Тихонов А. В. "Атлас насекомых"