Юлия Степанова
Проектная деятельность по экологии «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети, родители.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность: 1 месяца
Осенью традиционно мы пересаживаем комнатные растения, дети принимают активное участие в процессе. В ходе работы ребята стали меня расспрашивать «А почему, у этого цветка листья красные, а у того светло-зелёные, «А как называется этот цветок, «А у меня тоже дома есть такой».
Так возникла идея исследования.
Для начала мы попытались найти ответы на три вопроса.
Публикация «Проектная деятельность по экологии „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Что дети знают
1. Растения очищают воздух дома.
2. Многообразие комнатных цветов.
3. Растениям нужен свет и вода
Что хотят узнать
1. Как правильно садить и ухаживать.
2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении.
3. Как размножаются
Где можно узнать?
1. В энциклопедии.
2. Просмотр познавательных передач.
3. Спросить у взрослых.
4 В интернете
Цель проекта :
1. Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
2. Активное сотрудничество родителей в процесс проекта.
3. Расширение зеленого уголка в группе детского сада.
Задачи проекта :
Образовательные.
- способствовать расширению знании детей о комнатных растениях;
-способствовать сформированию представлении об значимости комнатных цветов;
- развить практические навыки ухода за комнатными растениями.
Воспитательные
- воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материальные.
- улучшение экологической среды группы, объединение усилий педагога, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
Формы и методы работы.
Центр науки - посадка ростков комнатных растений в горшки, уход за комнатными растениями.
Центр движения - Игры «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Угадай по описанию», «Где спряталась матрёшка?», «Чего не стало?», «Опиши, я отгадаю».
Центр искусства - выставка творческих работ детей; фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
Актуальность.
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагога, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.
Условия эффективной реализации проекта.
1. Предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж детского сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.
2. Ребята узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада рыхление, полив, прополка) .
Проект включает три основных этапа.
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и по возможности, составление рекомендаций.
Этапы реализации проекта.
№
пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки
реализации
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Загадки комнатных растений» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 Консультация для родителей «О пользе комнатных растений» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 1-я неделя
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «загадки комнатных растений». Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 этап – основной.
4 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах комнатных растений. Воспитатели 2-я неделя
5 НОД «Растения в нашем уголке природы» Учить детей ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Воспитатели 2-я неделя
6 Практическая деятельность : посадка отростков комнатных растений Вызвать интерес к выращиванию комнатных растений Воспитатели 2-я неделя
7 Опыт – наблюдение за фиалок Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений Воспитатели 3 - неделя
8 Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели 3 - неделя
9 Рассматривание листьев растений через лупу Дать понятие о том, что листья комнатных растений имеют разную текстуру (гладкие, с волосками) Воспитатели 2-я неделя
12 Дидактическая игра «Дары природы». Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
Воспитатели 3-я неделя
13 Дидактическая игра «Во саду ли во огороде». Закреплять умение отличать фруктовые плоды и овощи растущие на грядке Воспитатели 3-я неделя
14 Наблюдения: «Растут ли наши комнатные растения растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели 3-я неделя
15 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями. Воспитатели 3-я неделя
16 Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели 3-я неделя
3 этап – заключительный.
17 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Подготовка загадок о растениях, альбом мое любимое комнатное растение. Воспитатели 4-я неделя
18 Анализ результативности Подведение итогов проекта. Воспитатели 4-я неделя
Ресурсы проекта.
1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
2. Уголки природы в группе.
4. Опытнические зоны в группе.
5. Высокий профессиональный уровень педагога по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.
6. Видеотека с собранием дисков познавательного материала.
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1. Анкетирование детей «Знаем ли мы растения нашего дома?»
2. Использование дополнительных средств источников (энциклопедии, интернет - информация) .
3. Посадка и уход за цветами в группе детского сада.
4. Презентация комнатного растения.
5. Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок»
6. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) про комнатное растение
7. Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
3 этап. Обобщающий.
1. Выпуск сборника «Загадки комнатных растений»
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
3. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г.
4. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
5. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
6. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
7. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.
8. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.
9. Интернет -сайты