МААМ-картинки

Проектная деятельность по теме «Читаем вместе»

валентина петровна яушкина
Проектная деятельность по теме «Читаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Проектная деятельность по теме

«Читаем вместе»

Старшая группа

Составитель:

Воспитатель ЯУШКИНА В. П.

 

г. Саранск 2024.

Пояснительная записка

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.

А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.

Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.

Работа проекта направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего.

Литература способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.

Тип проекта: коммуникативно-творческий, детско-семейный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

«Семейное чтение тонкой

нитью соединяет одну душу с другой,

и тогда рождается родство души».

Я. Корчак

Проблема: Недостаточно уделяется внимание чтению в кругу семьи.

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

Задачи:

Способствовать у детей формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

Формировать желание совместного детско-родительского чтения и оказывать методическую помощь

Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).

Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.

Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.

Родителям глубже понять своего ребенка.

Сплотить семью через чтение художественных произведений.

Ожидаемый результат:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Этапы проекта:

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме проекта, анкетирование родителей.

3. Составление плана работы над проектом.

4. Консультация для родителей воспитанников о содержании проекта.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка-малютка.

Планирование различных форм работы к проекту «Читаем вместе».

Октябрь

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме проекта

3. Подготовить книжный уголок.

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы проекта, план работы проекта (Подготовка и издание буклетов);

- консультацию «Что мы читаем детям по программе детского сада».

С детьми:

I. Беседа «Какие бывают книги»

1. Из чего сделана книга (материал)

2. Создатели книги (писатель, художник, печатник)

3. Как книжка к нам пришла

II. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Книжка о книжке»

III. Предложить детям изготовить свою книжку-малышку вместе с родителями.

С родителями:

- Анкетирование родителей «Читаем вместе».

- Предложить принести в группу любимые книги детства из дома

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

ноябрь В родительские уголки поместить информацию:

- «Читаем вслух»,

- Провести беседу как правильно хранить книги.

С детьми:

I. «Библиотека»

1. Беседа с детьми о профессии Библиотекарь, о правилах поведения в библиотеке.

2. Экскурсия – знакомство с детской библиотекой.

3. Создание условий для организации сюжетно- ролевой игры «Библиотека»

II. Совместная деятельность с детьми

- «Мастерская по «лечению» книг»

III. Предложить детям описать свои эмоции от прочитанного произведения вместе с родителями.

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг («Цветик – семицветик» В. Катаев).

- Выставка книг «Книги нашего детства».    

В родительский уголок:

- консультация «Размышление и обсуждение прочитанного».

С детьми:

I. Разговор о любимой книге

II. Предложить детям нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду из прочитанного произведения вместе с родителями (рисунок персонажа / события / действия).

С родителями:

Совместные чтения с родителями любимых книг («Федорино горе» К. И. Чуковский).

С детьми:

I. «Сказка ложь, да в ней намек»

Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг («Старик - Годовик» В. И. Даль)

- Предложить родителям перечислить произведения, прочитанные с детьми в течение недели.

С детьми:

I. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам в книгах (Васнецов, Сутеев)

II. Мы – иллюстраторы.

1. Чтение «Пингвиний пляж» (Г. Снегирёв)

2. Рисование по представлению.

III. Загадки о сказках, героях сказок.

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

декабрь С детьми:

I. «Что за прелесть, эти сказки!».

- Выставка рисунков по сюжетам знакомых литературных произведений нарисованных детьми совместно с родителями

- Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

II. Чтение «Домовёнок Кузька» Т. Александровой

Продуктивная деятельность – лепка героев.

Инсценировка «Веселые стихи»: В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром».

2. Беседа с детьми в группе «Мои впечатления о постановке»

Викторина по сказкам.

Награждение активных участников проекта

Результат:

В конце проекта у детей появился интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы. Дети знают правила обращения с книгой и стараются их применять. Родители принимали активное участие в реализации проекта, получили полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Беседа «Моя любимая книга»

Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребёнка в группу. Примерный список литературы был вывешен в родительском уголке.

Ход беседы

В ходе рассматривания книг, принесённых детьми из дома, вспомнить отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Во время беседы выкладываю на доску схемы по сказке.

Задаю вопросы по тексту сказки:

1. Дети, кто главные герои этой сказки? (Лиса и Журавль)

2. Что наварила лиса к приходу журавля? (Кашу манную)

3. А что приготовил журавль к приходу лисы? (Окрошку)

4. Почему лисе стало обидно? (Думала, что наестся на целую неделю, а ушла домой голодная) .

5. Как вы понимаете поговорку «Как аукнулось, так и откликнулось!»(Это отношение людей друг к другу;

Если вы будете с добром друг к другу относится, то и к вам также отнесутся.

Как лиса накормила журавля, так и журавль отнёсся к ней.

Провожу словарную работу:

Званный пир – когда гостей зовут, когда готовят угощение;

Потчует – угощает, покушай говорит.

Стряпала – готовила, варила.

Не обессудь – не обижайся, сожалею.

Досада – обида.

Не солоно хлебала – голодная.

Дружба у лисы с журавлём врозь – Поссорились.

Ребята, слышите, кто-то стучит? Может быть, это Баба Яга злится? Давайте попробуем сделать её добрее? Для этого нам надо сделать зарядку.

Физкультминутка:

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Молодцы! Давайте Бабе Яге подарим вкусный торт? А сделаем мы его из коржей разной длины, и украсим ягодами и фруктами. (Уточнение длинны коржей: длинный, короче, еще короче и самый короткий). А вот и домик Бабы Яги. Только он тут не один, в каком же домике живет Баба Яга? (изображение трех домиков из сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и «Гуси Лебеди»). Какие вы молодцы, со всем справились!

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Воспитатель. А какую книжку принёс … (имя ребёнка? Как называется твоя любимая сказка? А загадку отгадайте.

 «Девушка – помощница сиротой росла,

 А матушка – коровушка ей очень помогла».

 Д: Сказка «Хаврошечка»

 В: В сказку «Хаврошечка» тот попадет, кто слово со звуком [с] назовет.

 Дети называют слова, проходят сквозь ворота и садятся на стулья.

 В: Злая ведьма перепутала части сказки. Посмотрите, что получилось.

 Д: Конец сказки другой.

 В: Найдите ошибки, исправьте и объясните. (Дети расставляют части сказки по порядку).

 В:В сказке встречаются необычные слова. Как вы понимаете слово «сирота»?

 Д: Одинокая, нет родственников и т. д.

 В: Что означает выражение «глаза смежила»?

 Д: Глаза закрыла.

 В: Объясните выражение «И стала она в добре поживать, лиха не знать»

 Д: Стала хорошо жить и т. д.

 В: А теперь отгадайте о ком эти слова?

 рогатая, большая, хвост метелкой, мычит.

 трудолюбивая, работящая, добрая, одинокая.

 злая, жадная, ленивая, жестокая.

 (Дети отвечают)

 В: Как звали дочерей мачехи?

 Д: Одноглазка, двуглазка и триглазка.

 В: Расскажите сказку, а поможет в этом модель.

 Кто прочитает присказку?

 Д: «Сказка в двери к нам стучится

 Скажем сказке – заходи.

 Это присказка ребята,

 Сказка будет впереди».

 (Пересказ сказки по частям с опорой на модель).

 В: Спасибо вам дети за то, что помогли сказку расколдовать. Теперь добро победило зло. Наше сказочное путешествие хочу закончить словами: «Там счастье не диво, где трудятся не лениво».

 В: Нарисуйте в свободное время модель к другой понравившейся вам сказке и расскажите ее.

В конце беседы воспитатель знакомить детей с правилами обращения с книгами.

-Чтобы каждый из вас мог ещё не раз почитать эти книги вместе со мной или родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, Рассматривать сидя за столом, и хранить в специально отведенном месте. Куда же можно положить принесенные из дома книги? Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает на следующий день рассмотреть книжный уголок и обсудить его оформление.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Читаем вместе» Буклет для родителей Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы дошкольного.

Фотоотчет о реализации проекта «Читаем вместе»Фотоотчет о реализации проекта «Читаем вместе» Чтение в глубины нашего сознания, позволяет нам читать понимая книгу для себя по новому, а не как мы слушаем смысл от других читателей.

Консультация для родителей «Читаем вместе»Консультация для родителей «Читаем вместе» Уважаемые родители! В период самоизоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции мы продолжаем оставаться дома. У взрослых появилась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектная деятельность по теме «Читаем вместе»
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 00:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность по теме «Читаем вместе»» (включая файлы) размещена пользователем валентина петровна яушкина (УИ 1996670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД