Биктимирова Татьяна
Проектная деятельность по познаватенльному развитию «Дары Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» c. Прибельский муниципального района
Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Проект
по Познавательному развитию на тему : «Использование игровых
наборов «Дары Фрёбеля» в ДОУ в старше-подготовительной группе
Наименование проекта : «Почемучки в стране Фребеля»
Автор составитель проекта :
Биктимирова Т. Д.
2024 год.
Наименование проекта : «Почемучки в стране Фребеля»
Публикация «Проектная деятельность по познаватенльному развитию „Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Цель. Способствовать развитию познавательных и исследовательских способностей детей, развивать в них творческую личность.
Тип проета : Информационно-познавательный. Групповой.
Вид проекта : Краткосрочный
Сроки реализации: с 01.09.24 по 30.10.24 г.
Организаторы проекта : Воспитатели.
Участники проекта : Дети, воспитатели и родители старше-подготовительной группы.
Колличество участников: 20 детей.
Возраст детей: 5-7 лет.
Основная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Социально-комуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Обучающие
1. Формировать первичные представления о “Дарах фребеля” их значении;
2. Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
3. Формировать познавательные действия, становление сознания;
4. Формировать навыки работы в коллективе, команде, парами;
5. Поддерживать индивидуальность и инициативность ребенка, путем предоставления выбора игрового материала, вида деятельности с игровым набором, возможность играть с «Дарами Фребеля» в самостоятельной деятельности.
Развивающие
1. Развивать фантазию и конструктивное воображение;
2. Развивать чувство симметрии;
3. Развивать интересы детей, любознательность и инициативность;
4. Продолжать развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество детей.
Воспитательные
1. Воспитывать ценностные отношения к собственному труду и труду сверсников;
2. Воспитывать эмоциональное благополучие ребенка через эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка во время игровой деятельности, предполагающее уважение к личности ребенка, его интересам и потребностям, положительную оценку результатов его деятельности.
Проблема проекта :
Развитие личности, способной свободно мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, находить пути решения поставленных педагогом логических задач- проблема, которая является, на мой взгляд главной в работе педагога.
К 5 годам у детей начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте очень своеобразна. Совсем не просто дошкольнику самостоятельно постигать суть окружающего мира. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Энциклопедические сведения вносят в развитие ребёнка свою значимую лепту, но развитие познавательной деятельности можно повысить, применяя такой метод, как использования идей Ф. Фребеля при реализации программных задач.
Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач, еще недостаточно сформированы сенсомоторные умения и навыки следовательно, внедрение в практику игрового набора «Дары Фрёбеля» способствует развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.
Актуальность.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. С. Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г. р. -1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г).Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Педагоги
Теоретическая подготовка педагогов, позволяющая использовать в образовательной деятельности с детьми методику работы с игровым набором «Дары Фрёбеля».
Во время проведения игр воспитатель использует различные мотивации к поиску решения проблемы.
В процессе игр с использованием набора «Дары Фребеля» постоянно возникают проблемные ситуации.
Педагог предоставляет детям разнообразные материалы и создаёт ситуации, которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром.
Родители воспитанников
Повышение педагогической культуры родителей.
Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.
Продукты проекта.
Для детей: Дидактические игры. Для родителей: Беседы, консультации. Для педагогов: Теоретическое представление и готовность к использованию игрового набора в своей группе.
Сроки реализации проекта
2 месяца.
01. 09. 2024-30. 10. 2024 г.
Этапы реализации проекта
I этап ( подготовительный:) – подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности познавательной активности дошкольников;
опрос родителей воспитанников «Как влияет использование игр с математическим содержанием, в том числе игрового набора «Дары Фрёбеля» на вашего ребёнка;
Разработка перспективного планирования.
Работа с родителями:
Приобретение разных видов дидактических пособий.
Консультации по данной теме.
II этап (основной)- практическое осуществление экспериментальной деятельности : организация работы центра “Познавайка” в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детских проектов совместно с родителями, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами.
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
Проведение дидактических игр и игр-занятий.
Организованная образовательная деятельность.
Проведение мастер-класса для педагогов на педагогическом совете, «Использование даров Фрёбеля для сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста».
Семинар-практикум на методическом обьединении, «Использование игры с “Дарами Фрёбеля” в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста».
Консультации для родителей на тему:
1) «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля»;
2) «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»;
3) «Дары Фрёбеля» «Сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?».
4) «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО.
Подготовить фото и видеоматериал.
Итоговое мероприятие по подведению итогов основного этапа.
ООД на тему: «Путешествие в сказочную страну Фрёбелия»
III этап ( заключительный:)–осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, презентация полученных результатов.
Описание, анализ проделанной работы.
Оценка результатов, определение эффективности, перспективности дальнейшего использования игровых технологий Ф. Фрёбеля.
Открытое мероприятие по результатам проведенной работы.
Итоговое мероприятие: ООД познавательное развитие на тему : “Путешествие в сказочную страну Фребелия”
Презентация проекта : «Игровое пособие «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности».
Ожидаемые результаты:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Были заложены основы для формирования у детей навыков:
группировать предметы по цвету, размеру, форме.
при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
принимать на себя роль, продолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Заключение
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия формы, величины, цвета, целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировки в нем, в развитии тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
2. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О. И.
Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт. -сост. В. Е. Лампман (и др.). – Волгоград: Учитель,
2013.
4. Маркова В. А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля» : учебно- методическое пособие / В. А. Маркова. – 3-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 45, [3] c. : ил. - ISBN 978-5-9963-5258-6.