Людмила Прокофьева
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей и родителей «Прикоснемся к истокам нашей истории«
▼ Скачать +Заказ
Проектная деятельность
по нравственно-патриотическому воспитанию детей и родителей
Тема: «Прикоснемся к истокам нашей истории, русским народным традициям и культуре».
Содержание:
1. Описание проекта…. …3
2. Актуальность…. 4
3. Цель проекта. …. 7
4. Задачи проекта… 7
5. Ожидаемые результаты…. 8
6. Этапы проекта и планируемые результаты…. 9
7. Перспективный план по реализации проекта…14
8. Продукты проектной деятельности …16
9. Список используемой литературы …. …. 17
10. Вывод. …. 18
11. Приложение…19 - 122
1. Описание проекта
Публикация «Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей и родителей „Прикоснемся к истокам нашей истории„» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Тема: «Прикоснемся к истокам нашей истории, русским народным традициям и культуре».
Возраст участников: 4-5, средний дошкольный возраст
Основополагающий вопрос: Как жили наши предки в старину?
Постановка проблемы: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Вид проекта: нравственно – патриотический, познавательно-информационный, творческий, этнографический
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники: воспитатель группы, помощник воспитателя, сотрудники детского сада, воспитанники группы «Ромашка», родители воспитанников.
Методы и приёмы:
Словесные: рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание и заучивание колыбельных, старинных русских народных песенок забавлянок, вопросы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, старинных предметов быта, виртуальная экскурсия по мини – музею «Уголок русского быта», экскурсии в мини музеи ГКДОУ «Дымковская игрушка», «Русская матрешка», «Кружево», «Тряпичная кукла»
Практические: ООД, НОД, развлечение, мастер – класс, дидактические, подвижные игры, самостоятельная игровая деятельность в мини – музее «уголок русского быта»!
Материалы и оборудование: мини музей Уголок «Русского быта»: сундук, стол, старинная посуда, русская печь, самовар, колыбель, коромысло и т. д.); домовенок, сундучок с загадками; ленты, русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение, народные игрушки, русский народный фольклор, и т. д.
2. Актуальность: В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего народа. Государство прилагает к этому значительные усилия. Патриотизм провозглашен национальной идеей и государственной идеологией. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих граждан своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство жителей нашей страны, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой и традициями. В современном мире технического прогресса и компьютерных технологий нас и
наших детей окружает мир электроники: компьютерные игры, мобильные телефоны, различные гаджеты… Сложно представить, что когда-то люди жили без этого. Чем больше в нашей жизни появляется продуктов технического прогресса, тем больше чувствуется утрата интереса к русской культуре и традициям. Поэтому очень важно приобщать детей к культуре своего народа, активировать познавательный интерес к истории своей Родины.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Во что играли? Как одевались? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого мы постарались обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Принято считать, что каждый ребенок обладает определенным талантом, имеет богатую фантазию, может творчески мыслить. Но все это необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет заложенный в нем потенциал, творческие способности, данные ему от природы. Задача педагогов и родителей помочь ему в этом.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей. С раннего возраста ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры, русским народным традициям, истории не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому я решила обогащать знания детей об истории великой страны, знакомить с русской культурой, обычаями и традициями с раннего детства и расширять его с каждым годом.
Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
При чтении русских народных сказок у детей возникают вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому, считаю важным, донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, русская печка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
3. Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста и их родителей к национальной и духовной культуре через знакомство с традициями, обычаями, творчеством русского народа. Формирование представлений о жизни и быте русского народа, его традициях, культурных ценностях и наследия, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Воспитание духовно-нравственной личности посредством чтения русских народны сказок, потешек, напевания колыбельных; народно – прикладного творчества, приобщения к культуре и народным традициям.
4. Задачи:
Формировать преставления детей о жизни и быте русского народа, его традициях, культурного наследия, учить воспроизводить полученные знания и опыт в самостоятельной деятельности, расширять словарный запас, развивать умение в речи выражать словами и словосочетаниями, какими предметами быта пользовались наши предки в старину: (чугунок, печь, моления, ухват, красный угол, русская народная музыка). Продолжить формировать детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги: В деревенской избе тепло, и уютно. На печке можно было спать. Активизировать словарь детей словами, словосочетаниями: (русский быт, деревянная посуда, глиняный кувшин). Закреплять знания у детей по теме «Русский быт». Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к русскому народному фольклору, уважение к истории, культуре предков. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Привлекать родителей к активному участию: в обогащении экспонатов мини музея «Уголок русского быта», посещения вместе с детьми мини музея», а также участвовать в проведении совместных мероприятий, развлечений, мастер – классе и других запланированных форм работы.
5. Ожидаемые результаты
• Будет сформированный интерес и любовь детей к русскому народному творчеству, русским традициям, культуре народа;
• Дети и родители получат знания об истории домашнего быта, истории русской избы, познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
• Словарный запас участников проекта будет пополнен названиями предметов русского быта, названиями обрядов, народным фольклором
• Будет создан мини музей: «Уголок русского быта»
• Дети познакомятся с народными подвижными играми, хороводными играми;
• Активное сотрудничество и взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе реализации проекта, в дальнейшем развитии личности ребенка; вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
• Дети приобщатся к миру духовно- нравственных ценностей русского народа, будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме;
•Будут сформированы знания об истории русской вышивки, как основного элемента украшения одежды и предметов быта.
6. Этапы проекта и планируемые результаты:
Этап работы Содержание деятельности
Ожидаемый результат
1 этап – подготовительный - Изучение и подбор научной литературы,
- Составление перспективного плана мероприятий по реализации проекта,
- Подбор наглядных и дидактических материалов, иллюстрационного материала, материал для игровой деятельности детей,
- Подбор методической, художественной, детской литературы,
- Подготовка картотеки подвижных народных игр,
- Разработка ООД по теме проекта, конспекты проводимых мероприятий,
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Создание положительного сотрудничества и взаимодействия с родителями и их детьми.
2 этап – основной
• Реализация перспективного плана с детьми, родителями
• Рекомендации: «Читаем детям русские народные сказки» (перечень литературы);
• Работа с детьми и родителями:
- Создание мини-музея «Уголок русской избы»;
- Рассматривание старинных предметов русского быта в музее;
- Беседы: «Русская печь» «Как жили наши предки в старину», «Русские народные праздники», «Старинная деревянная посуда», «История создания народной игрушки», «Предметы русского быта»;
- Заучивание русского народного фольклора и чтение потешек, поговорок, русских народных сказок;
- Дидактические игры по теме: «Найди одинаковый предмет» «Найди и назови» «Что из чего сделано» и т. д. ;
- Сюжетно-ролевые игры «Семья»;
- Составление методической копилки конспектов проводимых мероприятий. • Вовлечение в активную работу родителей; формирование у родителей правильного отношения к развитию своего ребенка, формирование духовно – нравственных качеств;
• Дети сформируют обширные знания, об истории крестьянского жилища – избе, ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции; будет создан: мини-музей «Уголок Русского быта», виртуальная экскурсия по мини – музею «Уголок русского быта». Осуществиться воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям и обрядам.
3 этап – реализация проекта
• Создание мини музея: «Уголок русского быта»;
• Создание альбома: «Предметы русского народного быта»;
• Создание Виртуальной экскурсии по теме: «Русская изба»
• ООД по ознакомлению с окружающим: Экскурсия «Добро пожаловать в музей», «Знакомство с люлькой», ООД по Изд декоративное рисование по темам: «Хоровод матрешек», «Конь» (по мотивам дымковской игрушки, конструированию из лоскутов «Кукла – пеленашка».
• Проведение развлечений: «Ярмарка, ах ярмарка, полна даров природы», фольклорное развлечение: «Забавляемся, потешаемся», «Масленица».
• Посещения мини музея в рамках Экскурсии «Добро пожаловать в музей»
• Проведение консультаций: для педагогов: «Знакомство детей с предметами старины посредством музейной педагогики», для родителей: «Знакомство с предметами русского быта».
• «Литературная гостиная: «Путешествие в страну сказок» для родителей
• Проведение мастер – класса для родителей: «Изготовление куклы мотанки» из лоскутов ткани.
• «Посиделки в избе» совместное мероприятие с родителями
• Подведение итогов по проекту.
• Создание мини музея «Русский быт»;
• Создание альбома «Предметы русского быта»;
• Виртуальная экскурсия в мини музей «Уголок русского быта»
• Подведение итогов по проекту.
Ознакомление с трудностями и проблемами, вызванными усвоением новых материалов. Устранение проблемных вопросов в работе с детьми и родителями. Формирование у родителей правильного отношения к развитию своего ребенка. Повышение эффективности работы с семьей.
7. Перспективный план по реализации проекта с детьми и родителями:
Консультация для родителей: (см. прил. 2) «Знакомство с предметами русского быта». Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа. Познакомить родителей с данной темой.
Консультация для педагогов: (прил. 15) «Знакомство детей с предметами старины посредством музейной педагогики». Повышать компетентность педагогов в области музейной педагогики.
Создание мини – музея «Уголок русского быта». Расширять знания всех участников проекта о предметах старины в быту.
Оформление паспорта мини – музея «Уголок русского быта» (см. прил. 1)
Рассматривание иллюстраций «Старинные предметы русского быта». Познакомить детей и родителей с предметами быта. Формировать представление о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением.
Посещение мини - музеев: «Уголок русского быта», «Тряпичной куклы», «Чудо - дерево», «Кружево», «Матрешки», «Дымковской игрушки» в пространстве МБДОУ. Продолжать знакомить детей предметами обихода в избе. Воспитывать бережное отношение к старинным предметам.
Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба»
Знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.
ООД по ознакомлению с окружающим:
«Экскурсия: Добро пожаловать в музей» (см. прил. 5)
«Знакомство с колыбелью» (см. прил. 9)
ООД по изд декоративному рисованию:
«Конь» (см. прил. 6, «Хоровод матрешек» (см. прил. 8)
ООД Конструирование из лоскутов ткани «Куклы - пеленашки» (см. прил. 7)
Развлечение: «Ярмарка, ах ярмарка полна даров природы», (см. прил. 14) «Забавляемся, потешаемся», (см. прил. 4) «Масленница».
Беседы: «Русские народные праздники», «Старинная деревянная посуда», «История создания народной игрушки», «Предметы русского быта», «Русская печь» (см. прил. 13)
Чтение русской народной сказки: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» Вспомнить содержание сказки, продолжать учить рассматривать рисунки в книжках, активизировать в речи глаголы.
Дидактические игры: «Найди лишний предмет» «Что было, что стало»
Русские народные подвижные игры: «Каравай», «Клубок». Познакомить с русскими народными играми «Ручеек». Развивать ловкость, быстроту и внимание (см. прил. 15)
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Изготовление виртуальной экскурсии по мини - музею «Уголок русского быта» Закрепление представлений о русском быте.
Литературная гостиная: «Путешествие в страну Сказочная» познакомить родителей с фольклором, русскими народными сказками для чтения дома (см. прил. 11)
Мастер – класс для родителей: «Изготовление куклы – пеленашки» (См. прил. 10)
Приобщать родителей к народному творчеству, традициям.
«Посиделки в избе» совместное мероприятие (см. прил. 3)
Закреплять полученные знания о русской избе, предметах быта, воспроизводить в самостоятельной, образовательной, игровой деятельности.
8. Продукты проектной деятельности:
• Собран материал для музея.
• Создан мини музей «Уголок русского быта».
• Создана виртуальная экскурсия по мини - музею «Уголок русского быта».
• Подобраны стихи, загадки, рассказы, сказки, поговорки, потешки.
• Создана картотека русских народных подвижных игр
• Создана Методическая копилка по теме.
• Проведены итоговые мероприятия: Экскурсия: «Добро пожаловать в музей», «Посиделки в русской избе»
9. Список используемой литературы:
1. Л. С. Куприна,Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским
народным творчеством».
2. Русский народный фольклор
3. Интернет - ресурсы. Сайты, «Маам».
4. Сказки: русские народные сказки «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Три медведя»,
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. 2014г.
6. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта».
7. И. Лыкова «Конструирование в детском саду ср гр порциальная программа
8. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях».
9. И. А. Лыкова «Планирование конспектов занятий по изд в средней группе»
10. Вывод
Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. У детей сформировались представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатился активный словарь у детей. У детей развивалась связная речь: через составление описательного рассказа, пополнение словарного запаса, повторение стихов о русском народе, отгадывание загадок, пословицы. Родители проявили активное положительное отношение к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировались навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнился материал в нашей группе для ознакомления с русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).
Таким образом, проект помог решить задачи эстетического, нравственно-патриотического и духовного воспитания детей.