Нечаева Наталья Сергеевна
Проектная деятельность по интуитивному рисованию «Все краски жизни» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать
+ Заказать документы
Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта :
Для детей дошкольного возраста естественно любить рисование красками, карандашом, нитью, мелками, и пр. Контингент детей с ОВЗ достаточно сложный в процессе обучения. В логопедической группе высокий процент детей с нарушением психоэмоционального развития. У таких детей, как правило, быстрая утомляемость, пониженный фон настроения, наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах. Данные проблемы необходимо устранять, так как у ребёнка возникают проблемы в образовательном процессе. Поэтому очень важно обучать ребёнка приёмам эмоциональной саморегуляции.
Публикация «Проектная деятельность по интуитивному рисованию „Все краски жизни“ в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Правополушарное рисование
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Мы решили использовать в качестве такого способа методику интуитивного рисования. Гармонизация работы правого и левого полушарий интуитивного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребёнка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережёт от перегрузок и стрессов. Для детей с ОВЗ очень важна эффективная работа мозга, необходимость согласования работы обоих полушарий. Дети, у которых развиты оба полушария, меньше устают, повышается работоспособность.
Интуитивное рисование —это современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приёмов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки. Занятия интуитивным рисованием позволяют детям с ОВЗ раскрыть изобретательный потенциал. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем.
Есть у интуитивного рисования и ещё одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребёнка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребёнка.
Актуальность проблемы:
Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т. д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи.
Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, ребёнок будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга. Ребёнок научиться воспринимать окружающий мир иначе, он не будет опираться на память, где хранится информация об объекте, а будет воспринимает объект таким, каким он предстал перед ним. Научиться сравнивать его размер с иными предметами, определять отношение отдельных его частей к его целому образу, видеть цвет, световую гамму, тени и полутени, его расположение в пространстве.
Таким образом, ребёнок создаёт картину, объединив все параметры в единое целое. Результат работы – картина, но вот результат использования метода интуитивного рисования не только изображение, но и проявление внутренней натуры ребёнка, это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию, эмоциям. Это происходит по причине того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует. Картина, которую он нарисовал — проявление внутреннего мира ребёнка.
Цель проекта : Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир
изобразительного искусства, посредством интуитивного рисования.
Задачи проекта :
Не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не навязывать свои символы и свое видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
1. Проявить индивидуальность, самореализовывать свои творческие способности.
2. Самовыражаться через рисунок, получить удовольствие от процесса.
3. Поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу».
4. Избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
5. Привить интерес к художественному творчеству;
6. Воспитывать эстетическое отношение к действительности;
7. Формировать положительную самооценку;
Реализация проекта «Все краски жизни»
1. Подготовительный этап: (вхождение в тему).
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Подбор необходимого иллюстративного материала; литературных произведений, репродукций картин; мультфильмов; дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных игр.
- Опрос детей на тему «Что я знаю о рисовании?».
- Обсуждение с родителями всех мероприятий по проекту, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной: (продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
Виды совместно-партнёрской деятельности :
Художественно-речевая:
• чтение художественной литературы, стихотворений, разъяснение и заучивание пословиц, поговорок и пр.
- беседы по картинам, репродукциям разных художников.
- составление рассказов по рисункам
- просмотр презентации на тему рисования
Организованная образовательная деятельность
Игровая деятельность :
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
-строительные игры «Дом для кукол», «Мебель для дома»;
- театрализованные игры: драматизация русских народных сказок
Творческая деятельность :
выставка рисунков по темам:
-пейзаж
-натюрморт
-портрет
-цветы
-по временам года
-фантазийные рисунки
Сотрудничество с семьё й:
- Консультации для родителей:
-Творческая встреча «Рисуем всей семьёй».
- Создание альбомов и газет.
Ожидаемые результаты: Овладение основами цветоведения, смешивать краски. Правильно держать кисть и карандаш в руке. Освоить правила поэтапного построения картины. Овладеть основами светотени. Научиться правильно писать кистью, салфеткой, карандашом и другими инструментами, используя и нетрадиционное рисование. Познакомиться с уникальными авторскими техниками рисования, живопись 5-ти энергий.
3 этап. Заключительный этап:
• Персональная выставка рисунков группы.
• Обобщение материала, собранного родителями и педагогами, по реализации проекта.
Продукт проекта для детей :
- Изготовление газеты «Моя любимая мама».
- Изготовление газеты «Мой отважный папа».
- Изготовление альбома «Сахалин».
- Конкурсы рисунков.
- Изготовление подарков в виде картин и открыток.
Продукт проекта для педагога :
- Конспекты консультаций, мероприятий по теме проекта.
Создание выставок работ детей.
Итоги работы проекта для родителей :
- Анкетирование «Что я зная про рисование?».
- Проведение бесед тренингов.
- Проведение мастер классов.
- Выставки детских работ.
Ожидаемые результаты по проекту : при работе над задачами проекта у детей должны расшириться представления о рисовании традиционном и ППР. Снять барьеры напряжения, развивать фантазию детей. С помощью рисования уравновесить психоэмоциональное развитие детей в группе ОВЗ. Повысить самооценку, убрать страхи, и повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах. Научить ребёнка приёмам эмоциональной саморегуляции. Повысить интерес к окружающему миру к произведениям искусства. А так же будут развиты творческие и исследовательские способности детей, дети научатся собирать информацию, анализировать и представлять свои работы на итоговом мероприятии.
Защита проекта : Праздник «Все краски жизни!».
Литература.
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Тревога и тревожность. - СПб. : Питер,2001,156 - 165с.
2. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер. 1999.
3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии/ А. И. Копытин. – СПб. : Питер,2002.- 368с.
4. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Сборник практического психолога. - М. :Изд-во Эксмо, 2005.-992с.
5. Науменко Е. А. Введение в теорию интуицию и интуитивности монография. Тюмень изд-во тюменского государственного университета,2013г. -212с.
6. Прихожан, А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - М. : Питер, 2013. - 192 c.
7. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Астрель: АСТ: Транзит книга,2006, 479с.
8. Спилберг Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1983, 12-24 с.
9. Тревога и тревожность. /Сост. и общ. Ред. В. М, Астапова. - СПб. : Питер, 2001. 256с.