Давыдова Юлия Владимировна
Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников
«Оставляйте всегда что – то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Весь период дошкольного детства определен ситуацией игровой деятельности, но колоссальное значение в процессах социализации принадлежит познавательно – исследовательской деятельности, которая представляет собой поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Говоря об исследовательской деятельности дошкольников, важно отметить, она основана на естественном желании наблюдать и исследовать. Именно это внутреннее стремление к собственному исследованию порождает знания, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Разнообразная и мотивационно окрашенная поисковая деятельность позволяет ребенку быстрее и полноценнее развиваться.
Из опыта работы считаю, что одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Наш проект начинался так : в рамках изучения темы «Моя семья» мы с детьми узнали, что многие из них или их родители приехали жить в наш город из разных городов России, где остались их бабушки, дедушки или родственники, которых они навещают. И сначала у нас в группе появилась коллекция магнитов с изображением городов России.
Этого оказалось не достаточно и нам захотелось, более, подробнее узнать о России, о том, что Россия – одна из самых красивых и интересных стран мира. В ней много больших и маленьких городов, в которых можно не только отдохнуть, но и узнать для себя много интересного и полезного.
Так возникла идея проекта «Путешествие по городам России», участниками которого стали дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истории и культуре городов России, через организацию поисково – исследовательской деятельности.
Исходя из цели, я поставила следующие задачи:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, разучивают танцы, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре - нормотворчество);
исследовательский (исследуют, знакомятся с историй городов)
Сроки реализации проекта : в течение учебного года.
1 блок – знакомство с символикой России, как многонационального государства.
2 блок – Мой любимый город.
3 блок – Путешествие по городам России
Вся работа в ходе проекта строилась на основе трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где бы мы могли об этом узнать?»
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает: - подборку литературы, карточки-схемы; - дидактические игры, различные картотеки; - коллекции; - мини выставки;
Началом нашего проекта стало вхождение в игровую ситуацию «Путешествие по России». Дети пришли в восторг от того, как велика, могуча, разнообразна и многонациональна наша страна. У детей появились вопросы: «Что такое Родина? Есть ли у нее символы, что они обозначают?», подвела детей к созданию герба своей семьи (детского сада). Создание продукта проектной деятельности дети предложили сами, как только произошло погружение в проблемную ситуацию.
Затем с детьми прошла беседа: «Какие народы живут в России». Совместно с детьми, решили выяснить о традициях, промыслах, культуре народов России. В России существует огромное количество народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. По вышивкам, художественной резьбе можно читать историю каждого народа. И при всем притом – это диво дивное, чудо чудное, красота. Народ придумывал такие причудливые узоры, такое сочетание цветов, что многие произведения искусства кажутся нам вышедшими из сказки: настолько они прекрасны. Началось создание мини музея, где расположили кукол в национальных костюмах, коллекцию магнитов, изображения государственных символов России. Ознакомление детей с многонациональной культурой и традициями проходило через дидактические игры «Костюмы народов России», «Страна одна – разные национальности», художественно – эстетическую деятельность (рисование национальных костюмов, разучивание песен, танцев народов России). Первый блок проекта закончился развлечением «Дружат дети всей Земли».
2 блок проекта был посвящен региональному компоненту «Мой любимый город»
Цель этого блока - познакомить детей с достопримечательностями родного города, родного края, богатством и разнообразием растительного и животного мира.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо с детства научить ребёнка любить свой край, свой посёлок, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к народному творчеству. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, какая была одежда, предметы домашнего обихода, какие существовали народные ремёсла.
Дети усвоили много новых сведений о родном крае, городе через экскурсии.
Экскурсии по улицам города включали в себя знакомство с достопримечательностям города парками, скверами, памятниками.
Была проведена экскурсия в «Губкинский музей освоения севера», где дети познакомились с традициями, ремеслом народов севера, их бытом.
Совместно с родителями дети нашли информацию об истории возникновения названия той или иной улицы, парка, сквера. Узнали год и историю строительства наиболее известных зданий, памятников и т. д.
Дети предложили своими руками изготовить игру – ходилку «По улицам нашего города».
Через дидактические игры дети учились анализировать свою деятельность, систематизировать и классифицировать полученные знания, комментировать свои действия. Учить выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи. Ведь дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Следующим этапом регионального компонента стала работа с детьми по «Литературному и художественному наследию». Дети познакомились с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов, с художниками и их картинами.
Третий блок посвящен изучению городов России по выбору детей, то есть дети совместно с родителями искали информацию о каком либо городе, о его достопримечательностях, символике, географическом расположении на карте. Приносили фотографии, сувениры приобретенные в этом городе, оформляли стенгазеты, папки – передвижки, презентации. Очень много информации дети нашли о городах Урала (Челябинск, Миасс, Екатеринбург, Оренбург, Уфа, Магнитогорск и др.) Выяснили, что природа Урала, очень чудесна: лесистые горы, голубые озера, быстрые реки, есть много заповедников. Но не только прекрасна уральская земля, она и сказочно богата: на весь мир славится своими камнями - самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталем, мрамором, гранитом, полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом. Ведь не зря называют Уральские горы каменным поясом. Уральские мастера раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка его — большое искусство. Про таких чудо-мастеров писал П. Бажов свои сказы «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце».
Результатом исследования являлись сообщения, которые дети готовили и представляли их как на занятии, так и в разных видах детской деятельности. Я побуждала детей задавать вопросы «докладчику», который выступал со своим сообщением. Защита полученного результата - самое важное событие для становления личности ребёнка, которое подчеркивает его значимость. На защиту мы приглашали родителей, педагогов, детей из других групп.
Таким образом, опыт работы по данному направлению показывает, что одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей.
Существенным итогом моей работы можно считать появление и повышение интереса воспитанников к исследовательской деятельности.
Меня радует то, что я вижу результаты своего труда. Воспитанники коммуникабельные, целеустремлённые, раскрепощённые, умеют свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Так же хочется отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка. Я считаю, что элементарную исследовательскую деятельность необходимо внедрять, уже начиная с младшего дошкольного возраста и видеть перспективу развития познавательного интереса у детей на протяжении всего дошкольного периода.
Ю. В. Давыдова
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лобынько Л. В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников /Л. В. Лобынько, Т. Ю. Швецова. — Минск :ИВЦ Минфина, 2010. — 220с.
2. Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. / А. А. Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102, [2]с. : ил.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002 С. 46
4. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005