Фаина Елыкова
Проектная деятельность как средство развития художественно-творческих навыков детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Увеличение числа детей с задержкой психического развития отмечается во всем мире. Проблема их воспитания и социализации – это актуальная психолого-педагогическая проблема. В связи с этим поиск современных методов и приемов работы с такими детьми не вызывает сомнений. Общеизвестно, что необходимым условием для нормального созревания мозга является достаточное количество временных впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит укрепление органов чувств и соответствующих структур мозга. Говоря иными словами, педагоги и родители должны создать для дошкольника с ЗПР стимулирующую его развитие среду. Такую среду, на наш взгляд создает исследовательская деятельность, в рамках педагогического проекта.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития художественно-творческих навыков детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Проектирование делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, развивает уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.
Работа над проектом «Животные жарких стран. Африка» началась в подготовительной группе по инициативе детей. Дети, увидев книгу «Животные жарких стран», попросили рассказать про зебру, носорога и т. д. Познавательный интерес был настолько велик, что возникла идея создать педагогический проект, была поставлена цель и определены задачи.
В ходе работы над проектом часто возникали самые различные идеи, просьбы детей показать, где находится Африка, как и где, обитают эти животные. Мы поверхностно коснулись природных зон Африки, понимая, что это не особенно детям интересно. В течении двух недель марта в группе проходила кропотливая работа над проектом. Дети изучали альбом, иллюстрации, играли с фигурами животных, рассматривали глобус, лепили, рисовали, клеили, пели песни, слушали музыку.
Действительно живой интерес к данной теме проявили не только дети, но и родители. Дети увлеченно лепили загорелых человечков – жителей Африки, старательно выполняя все инструкции и придумывая образы своих человечков.
Во время беседы дети задавали много вопросов о том, как уживаются звери в такой среде? Почему у нас не так жарко как в Африке? Почему такие животные не живут у нас, а могут проживать только в зоопарке?
В ходе занятия по художественному творчеству по теме «Попугай», дети увлеченно складывали из бумаги попугаев, и были восхищены результатом. Какой красивый попугай! Какой у него хохолок! Дети с удовольствием выполнили данное задание, и каждому хотелось посадить свою птицу на самое видное место, на свою ветку.
С интересом дети рассказывали о львах и их детенышах, о гепардах, принося из дома знания, полученные от родителей. Родители охотно делились своими знаниями с детьми, а некоторые даже приняли участие в изготовлении куклы Бармалей из сказки Чуковского.
Во время работы над проектом в группе царила добрая и живая атмосфера. Такая форма работы объединила детей, сделала их гораздо ближе друг другу, позволила каждому ребенку раскрыться и поверить в собственные силы.
Такая организация работы провоцирует детей на активное речевое общение со сверстниками с целью получения новых знаний друг от друга. Дети охотно рассказывали друг другу о гепардах и о львятах, о их забавном поведении. А о своих работах дети готовы были рассказывать подолгу.
В свободной деятельности детей привлекали и режиссерские игры, и пусть действия детей сводились к простейшим: «Крокодил пришел на водопой…», «Слон спасается от насекомых…» и т. д., сюжет придумывался на ходу, и трудно было оторвать детей от игры.
Чтение литературных произведений Чуковского «Бармалей» и Киплинга «Слоненок» вызвало неподдельный интерес у детей и дети могли несколько раз подряд слушать эти произведения. И это в свою очередь позволило нам разработать долгосрочный проект с интегрированием всех образовательных областей с целью удовлетворения познавательного интереса детей, а также с целью закрепления и развития художественно-творческих навыков.
Наш проект «Животные жарких стран. Африка» включает различные виды детской деятельности, которые позволяют приобрести новые знания и реализовать их на практике.
Кульминацией проекта стало итоговое интегрированное занятие на котором дети непосредственно удивили всех присутствующих своими достаточно хорошими познаниями об Африке. Итоговое занятие было наполнено множеством интересных игровых приемов. Детей встретил доктор Айболит (в роли Айболита - ребенок, предупреждающий о том, что в Африке злой разбойник Бармалей. Дети пригласили доктора Айболита с собой и отправились под музыку в путешествие. Африка встречала детей звуками джунглей : рычанием льва, криками обезьян и т. д. Посмотрев животных и отгадав загадки, дети выслушали рассказ Даши о носороге, о его повадках и среде обитания. Даша вместе с мамой подготовила рассказ, и она охотно поделилась информацией со всеми. Детский интерес присутствовал на протяжении всего занятия. Среди различных заданий было задание собрать колумбово яйцо и дети успешно справились с ним. Под зажигательную музыку «У жирафа пятна, пятна…» дети выполняли гимнастику. С удовольствием дети вспомнили рассказ Киплинга «Слоненок», рассказывали, показывали и озвучивали и слоненка и крокодила.
А когда детям было предложено угадать кого же спрятал африканский колдун под волнистой линией, дети задумались… Но небольшая подсказка педагога помогла детям справиться с заданием. А под волнистой линией спрятался - крокодил. Этот маленький фрагмент из Триза оживил детей. В конце занятия под музыкальное сопровождение дети загадали загадку «Угадай, кто я?» для присутствующих гостей. Каждый ребенок старался передать движение задуманного животного, а взрослые должны были угадать это животное.
Подводя итог занятия, был задан вопрос доктору Айболиту: «Понравилось ли тебе наше путешествие?».
Ответ удивил и гостей и детей : «Вы знаете, я столько нового узнал, а какие ваши дети молодцы, так много знают об Африке и о животных».
Было удивительно то, что ребенок, вжившись в роль, сумел подвести итог занятию, и сам раскрылся как талантливый актер, и было видно, что ему самому было очень интересно.
Опыт нашей работы показывает, что использование проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников помогает многим детям чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, успешно социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.