Елена Барабанская
Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность реализуемого проекта :
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка. Очень важно с детских лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Публикация «Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед современным образованием, стоят задачи духовно – нравственного воспитания детей. Особая задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы заложить у дошкольников основы любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей. Мы живем в удивительном краю, со своей культурой и традициями. Нам был интересен вопрос: Знают ли дошкольники о родном крае? В ходе бесед со старшими дошкольниками, выяснилось, что знания о животном и растительном мире, традициях и культуре Якутии очень скудны.
В нашем детском саду для знакомства с Якутией применяются различные формы работы, одной из них является факультатив «Люби и знай родной край». Он проводится у детей старшего возраста лишь несколько лет. Дидактические материалы пополняются, поэтому разработанный нами проект «Моя любимая Якутия» служит прекрасным дополнением для расширения и закрепления знаний дошкольников о своей малой Родине.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли.
Актуальность проекта «Моя Родина-Якутия» заключается в том, что одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, улуса, города, Республики. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, детского сада, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «Малая Родина», «Отечество», «Родная земля», «Мой дом».
Новизна
Проект «Моя любимая Якутия» позволит посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре края, интерес и любовь к малой родине.
Гипотеза
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному формирования духовно – нравственного воспитания старших дошкольников.
Цель проекта :
Воспитание гражданина, патриота, знающего, любящего свою Родину-Якутию, почитающего его традиции, испытывающего гордость за нее, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своей Республики.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о Якутии, развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
2. Развитие элементарных естественно – научных представлений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать).
3. Освоение детьми методов, необходимых для проектно – исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и не живой природы, беседы, опыты, эксперименты.
4. Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы
5. Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
Тип проекта : творческий, познавательно - речевой.
Принципы: плановость, систематичность, исследовательность формирования знаний у детей. Тесная взаимосвязь теоретических знаний с конкретными практическими действиями. Воспитательная ценность знаний и умений. Поиск, согласия в решении главных вопросов. Осознанная деятельность всех участников педагогического процесса.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Срок реализации проекта : сентябрь 2022г - май 2023 года.
Результаты работы: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, мини-проекты с детьми, создание мини-музея, выступления перед аудиторией.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний о природе, культуре, традициях малой Родины.
2. Воспитание бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов;
3. Повышение познавательного интереса у детей и родителей.
4. Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе, в общении со взрослыми и сверстниками.
Тематический план:
Сентябрь “Наш город - Якутск”
• 1 неделя: Видеоэкскурсия по достопримечательностям Якутска
• 2 неделя: “Мой город в будущем” рисунки детей
• 3 неделя: Просмотр документального фильма “Город под Полярной звездой”
• 4 неделя Защита мини –проекта о Якутске.
Октябрь “Достопримечательности Якутии”
• 1 неделя: “Достопримечательные места Якутии”, рассказ воспитателя, просмотр слайдов, литературы.
• 2 неделя: “Камушки рек Якутии”, эксперимент, выставка.
• 3 неделя: “Ленские столбы”, рассказ воспитателя, изготовление альбома. (Ленские столбы; Тукуланы – пески; Диринг-Юрях – стойбище древнего человека (музей) : Заповедник-бизонарий)
• 4 неделя: Защита мини – проекта “Неразгаданные места Якутии ”
Ноябрь “Коренные народы Якутии”
• 1 неделя: Просмотр презентаций о народах Якутии
• 2 неделя: Традиционный уклад и быт народов
• 3 неделя: Показать детям народные промыслы Якутии (резьба по кости и дереву, изделия из кожи, вышивка бисером)
• 4 неделя: Защита мини-проекта
Декабрь “Вечная мерзлота”
• 1 неделя: “Вечная мерзлота” (беседа, рассматривание картин, поиск информации)
• 2 неделя: “Свойства льда”, эксперимент, опыты, смотр слайда.
• 3 неделя: “Что мы знаем о вечной мерзлоте” рассказ детей, беседа воспитателя
• 4 неделя Защита мини – проекта “Тайны вечной мерзлоты”. Дети вместе с родителями изучают о вечной мерзлоте.
Январь “Полюс холода”
• 1 неделя: Рассматривание иллюстраций через видеопроектор о полюсе холода Оймякон
• 2 неделя: “Свойства снега” эксперимент, сбор информации.
• 3 неделя: “Мамонт” рассказ воспитателя, смотр слайда, энциклопедий.
• 4 неделя “Мамонт” защита проектов.
Февраль “Животные и птицы Якутии”
• 1 неделя: “Животные Якутии” (рассматривание картин через видеопроектор, подвижные игры)
• 2 неделя: Рассматривание иллюстраций через видеопроектор о птицах Якутии
• 3 неделя: Рассказ о хищных животных Якутии воспитателя
• 4 неделя: Рассказы детей о животных и птицах
Март “Растения Якутии”
• 1 неделя: Рассказ воспитателя о подснежнике, рассматривание картин, разучивание танца “Подснежники”
• 2 неделя: Исследование детей вместе с воспитателем о структуре растения (что такое семя, стебель, корень, листья, опыты)
• 3 неделя: По итогам исследования рассказы детей о растениях, рисунки
• 4 неделя: Защита мини – проекта
Апрель “Государственная символика Республики Саха (Якутия)”
• 1 неделя: Просмотр презентаций “Символика РС (Я)”
• 2 неделя: Аппликация герба и флага
• 3 неделя: Прослушивание аудио гимна
• 4 неделя: Защита мини – проекта
Май “Спасибо деду за Победу!”
• 1 неделя: Рассказ воспитателя о войне, (видеопроектор)
• 2 неделя: “Мой дедушка – фронтовик”, рассказ о дедушке
• 3 неделя: Конкурс рисунков к 70 летию Победы “Суох буоллун сэрии”
• 4 неделя: Диагностика
Литература:
1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы. Методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Мозаика-Синтез, 2008.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / М. : Ай Пресс, 2008.
4. Гордиевских Л. В. Актуальность проблемы социализации дошкольников - М., 2004.
5. Дж. Равен. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. – М., 1998.
8. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5.
9. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е. В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007.
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : Учеб. пособие. Минск, 2000.
11. Куницина, В. Н. Межличностное общение. Текст. / В. Н. Куницына. — Спб., 2001.
12. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
13. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений. Пособие Данилина Т. А., Киселева Л. С., Лагода Т. С. и др. – М. : АРКТИ, 2003.
14. Сапракова С. И. Проектная деятельность. Воспитатель ДОУ – 2008.