Вера Деменева
Проектная деятельность — как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитани
▼ Скачать + Заказать документы
Деменева Вера Петровна
МБДОУ «Менделеевский детский сад»
воспитатель I квалификац. категории,
п. Менделеево, Карагайский
муниципальный район, Пермский край
Проектная деятельность - как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно- трудового воспитания дошкольников.
Публикация «Проектная деятельность — как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитани» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
• МДОУ «Менделеевский д/сад» работает в экспериментальном режиме по теме «Нравственно-трудовое воспитание, как условие приобщения дошкольников к социальной действительности». Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Главный путь нравственного воспитания ребенка – общение с взрослым, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания.
• Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья – это источник, дающий силу для духовного развития, помогающий ребёнку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.
Этот процесс осуществляется посредством целенаправленных воспитательных усилий семьи и детского сада при активном избирательном отношении ребенка к ценностям своего окружения и самостоятельном воспроизводстве социальных связей.
• Педагогам нашего дошкольного учреждения осуществить это на практике помогает программа по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста «СемьЯ» : Я + мама и папа + 2 бабушки и 2 дедушки. Предлагаемая программа «Семья» предназначена для детей 4-7 лет, их родителей, бабушек и дедушек. Идея создания программы принадлежит доктору психологических наук А. А. Кронику.
• Обратиться к данной программе побудило то, что в воспитании и обучении детей мы столкнулись с проблемой:
Не все дети знают: - имена и отчества своих домочадцев, где и кем работают их родители, по какому адресу проживают, умеют устанавливать родственные связи, имена и отчества взрослых, которые их воспитывают, обучают, лечат, кормят, как называются профессии родителей.
Поэтому решили углублённо заняться обучением этому детей со средней группы.
• В связи с этим возникла необходимость в выстраивании системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей и разработке проекта. Педагогический проект «Наши имена» разработан на основе программы «СемьЯ» : Я + мама и папа + 2 бабушки и 2 дедушки.
• Цель проекта : Обеспечение успешной социализации дошкольников через организацию взаимодействия с родителями воспитанников.
• Задачи проекта :
1. Развивать интерес дошкольника к истории своей семьи.
2. Помочь ребёнку осознать примечательные особенности каждого члена семьи, определить свою роль и значимость в семье, роли и обязанности других членов семьи.
3. Формировать у ребёнка чувство заботы и ответственности, доброе отношение к близким.
4. Содействовать развитию педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей.
Реализация проекта предполагает организацию работы по разным направлениям:
• Развитие речи
• Изодеятельность
• Конструирование
• Сюжетно-ролевые игры
• Музыкальная деятельность
• Физическое развитие
Осуществление проекта реализуется по этапам. Каждый этап решает определённые цели и задачи.
• 1этап – организационный, направлен на выявление заинтересованности и готовности педагогов, детей и родителей к участию в проекте.
На данном этапе проводится анкетирование, диагностирование, собеседование с участниками проекта; подбирается литература, диагностический и методический материал; создаётся соответствующая предметно - развивающая среда.
• 2 этап – внедренческий, направлен на осуществление и систематизацию мероприятий для решения проблемы данного проекта.
• Основными формами работы являются проведение мероприятий с родителями и детьми : обобщающее занятие «Я и другой, мы разные»,
• занятия «Раз, два, три – мы печенье испекли»;
• «Любим мыть игрушки»;
• «Ознакомление с профессиями»;
• «Ухаживаем за цветами»;
• беседа с врачом «Хочешь быть красивым – будь здоровым»,
• экскурсия в аптеку;
• семейные праздники: «Все мы дружная семья», «Именины»,
«Праздник хороших манер»; ведение семейных альбомов;
экспозиции и экскурсии в музей семейных историй, где посетители могут увидеть фото выставки:
«Познакомьтесь, это я – вся моя семья»;
«Все профессии нужны, все профессии важны» (рассказ детей о профессии мамы или папы»);
«У милого дитяти много имен» (с использованием фотографий детей);
«Все мы родом из детства» (детские фотографии сотрудников детского сада,
«Что означает имя твое»;
Выставки детского рисунка: «Моя семья», «Портрет мамы», «Я такой».
3 этап – заключительный, содержание которого направлено на обработку и оформление материалов проекта, оценку результатов работы всех участников (проводится на основании итогового анкетирования, собеседования с детьми и их родителями). Работа по проекту включает в себя привлечение и заинтересованность родителей по выполнению страничек семейных альбомов. Экскурсии в музей семейных историй, организованный в группе.
Размещение информации в родительском уголке на стенде, а также в виде буклетов, раскрывающих цели, задачи, содержание работы по проекту. Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом. На всех этапах работы используются информационные технологии, что вызывает интерес у детей и родителей.
• Внедрение педагогического проекта в практику позволяет достигать следующих результатов:
• повышение уровня знаний детей,
• повышение самооценки ребёнка («Я – концепция»,
• повышение значимости ребёнка в группе сверстников и в семье,
• изменение стиля общения взрослого с ребёнком, детей между собой, детей с педагогами, педагогов и родителей,
• повышение педагогической компетентности родителей, привлечение их к образовательному процессу,
освоение проектной деятельности педагогами ДОУ, использование технологий в работе с детьми.
Особенно эффективно зарекомендовали себя такие формы работы, как «Презентация музея семейных историй»; «Выставки в музее семейных историй»; экскурсии в медицинский кабинет, в аптеку, в библиотеку; обобщающее занятие с детьми группы «Я и другой, мы разные»
Метод проектов, используемый в работе ДОУ способствует формированию начальных ключевых компетентностей дошкольников и служит средством взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В ходе работы над проектом пришли к выводу, что в дошкольном возрасте идёт процесс социализации личности дошкольника. По мере развития социальной компетентности ребёнок проявляет интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние. По мере развития коммуникативной компетентности ребёнок подражает речи взрослого, учится использовать речь при выражении желаний и чувств, откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.
В старшей и подготовительной группе предполагается разработка педагогических проектов «Наши любимые игрушки», «Любимые сказочные герои».
Таким образом, работая по программе «СемьЯ» : Я + мама и папа + 2бабушки и 2 дедушки» у детей развиваются процессы самоопределения, самоутверждения и самосознания, повышается самооценка, усиливается познавательный интерес к истории своей семьи, взаимоотношениям родственников, что свидетельствует о положительной динамике их духовно - нравственного воспитания.