Балагурова Елена
Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Вполне оправданно она используется в дошкольных образовательных учреждениях. Если проанализировать активность дошкольников с позиции возможности реализации детской инициативы, то окажется, что эта инициатива весьма ограничена. Прежде всего, она реализуется в игровой деятельности. Но, как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.
Публикация «Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ» размещена в разделах
Здесь на помощь и приходит проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проблемой является организация проектной технологии в ДОУ таким образом, чтобы она способствовала развитию детской инициативы.
Цель – выявить особенности использования проектной технологии, способствующие поддержке детской инициативы.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме.
Определить понятие детской инициативы.
Выявить условия использования проектной технологии, требования к организации в зависимости от возрастных особенностей детей.
Определить формы поддержки детской инициативы в проектной деятельности.
Проектная деятельность как способ поддержки
детской инициативы
В детском саду педагоги активно используют метод проектов, он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.
Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельностьподдерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи :
помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
В детском саду темы проектов основываются на воспроизведении домашней жизни с постепенным расширением до воспроизведения жизни общественной.
Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Например, каждый ребенок построил домик для своей куклы, воспитатель предлагает их поставить рядом. Из большого числа домиков вырастают улицы. Улицы должны иметь названия, дома – номера. Дети знакомятся с буквами и цифрами, приобретая новые знания. К реализации проектов можно привлекать родителей дошкольников. Они помогут детям собрать и оформить материалы.
Что касается защиты и коллективного обсуждения проектов, то среди дошкольников не следует проводить конкурсы. Очень хорошая форма – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что-то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Проектная деятельность представляет большой интерес не только для детей, но и для родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.