Лучший педагог года

Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ

Балагурова Елена
Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Вполне оправданно она используется в дошкольных образовательных учреждениях. Если проанализировать активность дошкольников с позиции возможности реализации детской инициативы, то окажется, что эта инициатива весьма ограничена. Прежде всего, она реализуется в игровой деятельности. Но, как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Публикация «Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ» размещена в разделах

Здесь на помощь и приходит проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проблемой является организация проектной технологии в ДОУ таким образом, чтобы она способствовала развитию детской инициативы.

Цель – выявить особенности использования проектной технологии, способствующие поддержке детской инициативы.

Задачи:

Проанализировать литературу по проблеме.

Определить понятие детской инициативы.

Выявить условия использования проектной технологии, требования к организации в зависимости от возрастных особенностей детей.

Определить формы поддержки детской инициативы в проектной деятельности.

Проектная деятельность как способ поддержки

детской инициативы

В детском саду педагоги активно используют метод проектов, он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельностьподдерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи :

помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

В детском саду темы проектов основываются на воспроизведении домашней жизни с постепенным расширением до воспроизведения жизни общественной.

Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Например, каждый ребенок построил домик для своей куклы, воспитатель предлагает их поставить рядом. Из большого числа домиков вырастают улицы. Улицы должны иметь названия, дома – номера. Дети знакомятся с буквами и цифрами, приобретая новые знания. К реализации проектов можно привлекать родителей дошкольников. Они помогут детям собрать и оформить материалы.

Что касается защиты и коллективного обсуждения проектов, то среди дошкольников не следует проводить конкурсы. Очень хорошая форма – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что-то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Проектная деятельность представляет большой интерес не только для детей, но и для родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 17:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как способ поддержки детской инициативы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Балагурова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД