Лариса Шлыкова
Проектная деятельность «К. Э. Циолковский и с П. Королев «Полететь к другим планетам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «К. Э. Циолковский и С. П. Королев : «полететь к другим планетам»
Вид проекта : информационно-практический, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Актуальность проекта : : Данный проект поможет привлечь внимание детей к теме российской космонавтики. У современных дошкольников есть много вопросов о космосе, звездах, космонавтах. Для дальнейшего развития космической отрасли Самарской области и российской космонавтики в целом необходимо, чтобы подрастающее поколение не потеряло интерес к научно-техническому творчеству, а профессии, связанные с авиа- и ракетостроением считало приоритетным
Публикация «Проектная деятельность „К, Э, Циолковский и с П, Королев „Полететь к другим планетам“» размещена в разделах
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Цель проекта : Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса, формирование у детей знаний об астрономии, российской космонавтики, ракетно-космической отрасли Самарской области посредством проектной познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта : 1) знакомство детей с ракетно-космической отраслью Самарской области, ролью К. Э. Циолковского и С. П. Королева в развитии российской космонавтики; 2) формирование у детей интереса к астрономии и космонавтики; 3) воспитание у детей уважительного отношения к профессиям, связанным с космонавтикой и ракетостроением. 4)Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы. 5) Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).6) Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный: Оформление предметной среды группы; беседа с детьми и родителями; подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап: Создание в группе условий для реализации проекта; деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап: Презентация проекта.
Ожидаемые результаты: Дети получат знания о русских ученых (К. Э. Циолковском, С. П. Королеве, профессиях астронома и инженера-конструктора по ракетостроению, ракетно-космической технике, создаваемой в ракетно-космическом центре «Прогресс» г. Самара, сформируется устойчивый интерес к познанию космического пространства, понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;
План мероприятий по проекту : Создание развивающей предметно - пространственной среды; подбор информационных ресурсов, художественной литературы; подбор атрибутов к сюжетно-ролевым играм создание мини музея о космосе, выставка совместных работ детей и родителей,подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы, подбор мультфильмов на тему космоса,подбор фонотеки, подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе, оставление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику. Подготовка итогового мероприятия «Космическое путешествие»
Работа с детьми Просмотр презентации: «К. Э. Циолковский и С. П. Королев :». Космонавтике посвящается. видеоролик «Самарская область — центр космической промышленности»; — видеофильм «РКЦ «Прогресс»; — мультфильмы «Самара — космическая столица России», «Тайна третьей планеты», «Полет на Луну», «Главный звездный»
Беседы: Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», «Большая энциклопедия Космоса», Е. Качур «Увлекательная астрономия», А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам». «Международная космическая станция» «Что такое космос»? «Планеты Солнечной системы»
Викторина «Что я знаю о космосе?». Конкурс «Они были первыми, Прослушивание песен «Мы в космос улетаем на работу» Просмотр фильма «Тайна третей планеты» Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Незнайка на луне», «Строители» сюжет, «Строим космодром», Сюжетно - ролевая игра «Космическое путешествие» Дидактические игры (приложение) : «Добавь словечко», «Куда летят ракеты» Конструктивные игры: Складывание созвездий из мозаики., Из деревянного конструктора - «Космодром», Из лего - «Спутники», «Самарский ракетно-космический центр», «Международная космическая станция», «Космодром»- «Ракета «Восток».
Чтение художественной литературы: В. Кащенко «Созвездие драконов», Н. Носов, «Незнайка на луне», Стихи о космосе, Ю. Гагарине., Загадки о космосе,
Просмотр электронных презентаций: «Просторы космоса», «Земля и ее спутники». «Космодром Байконур», «К. Э. Циолковский и С. П. Королев : основатели космической науки» «Ракетно-космический центр: самарские ракетостроители», «Космическое путешествие». Виртуальная экскурсия по музею «Самара космическая».
Работа с родителям. Приглашение к участию работы над проектом. Размещение в уголке справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Приглашение к участию в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе
Итоговый этап: Выставка поделок, рисунков, коллажей «Космические фантазии» Музыкальный праздник «Космическое путешествие».
Результаты проекта : Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Литература: Космическая летопись Самарской области. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2011. «Большая энциклопедия Космоса» : «Эксмо», 2015. Е. Качур «Увлекательная астрономия» : «Манн. Иванов и Фербер», 2015. Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», «Росмэн», 2014. А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам» : Издательский дом «Фома», 2014.
Дубкова С. И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М., Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс, ,Левитан Е, П. "Твоя Вселенная". Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М. ,Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей” .«Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
Приложение:
Викторина «Что я знаю о космосе? Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский.) 2. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (Полет Ю. Гагарина, 12 апреля 1961 г.) 3. Летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей. при выбрасывании газов из двигателей. (Ракета.) 4. Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром.) 5. Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю. (Атмосфера.) 6. Назовите планету, на которой мы живем. (Земля.) 7. Естественный единственный спутник Земли (Луна) 8. Громадная огненная звезда, излучающая свет во все стороны. (Солнце.) 9. Звездная страна, где находится бесчисленное количество звездных городов. (Вселенная.) 10. Как называется космодром, где происходит запуск космических кораблей? (Байконур.) 11. Первый советский космонавт. (Юрий Гагарин.) 12. Космонавт, совершивший первый выход в открытый космос. (Алексей Леонов.) 13. Как назывался космический корабль первого космонавта? (Восток.) 14. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова.) 15. Защитный костюм космонавта. (Скафандр.) 16. Как называется многоместный космический корабль? (Союз.) 17. Как звали собачек, летавших в космос? (Белка, Стрелка.) 18. Первая женщина-космонавт, вышедшая в космос и проводившая эксперименты вне корабля. (Светлана Савицкая.) 19. Выдающийся конструктор ракетно - космических систем, с именем которого связаны победы нашей страны в освоении космоса. (Сергей Королев.) 20. Название первого самоходного аппарата, побывавшего на Луне. (Луноход.)
«Подбери словечко»
Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.
Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
-человек, который считает звезды – звездочет,
-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,
-скопление звезд на небе- созвездие,
-момент, когда звезды «падают» - звездопад,
-небо, на котором много звезд – звездное,
-небо, на котором нет звезд – беззвездное,
-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.
Сценарий познавательно – развлекательного мероприятия
«Космическое путешествие»
Цель: Формировать у дошкольников знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос
Задачи: Развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности путем использования игровых элементов, расширить кругозор дошкольников. способствовать нравственно патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение к достижениям российской науки и техники.
Оборудование: аудиокассеты с записями песен: «Трава у дома», «Притяжение Земли» музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского, плакаты по истории космонавтики; портреты космонавтов;
Литература: «Тайны близкие и далекие». Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир». Авторы: Г. В. Трофимова. Корпорация «Федоров». Самара, 2002 г. «Секреты и диковинки окружающего мира». Автор Г. В. Трофимова. Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир». Корпорация «Федоров». Самара,
Ход мероприятия
”.
1 реб: Утро космической эры.
Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед.
2 реб: Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужн
Исполнение песни «Трава у дома»
Вед: Земной шар можно объехать или облететь. А космос — это бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Что представляют собой эти звездные миры, как далеко они находятся от нас? На эти вопросы можно ответить, только побывав там. А как это сделать? (дети отвечают) Что такое ракета? (дети отвечают) Ракета — это летательный аппарат, который движется под действием реактивной силы. При сгорании топлива в ракетном двигателе, образуются газы. Их выброс и создает реактивную силу, движущую ракету, как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве — космосе. Сегодня самарские ракеты-носители «Союз» — единственное средство доставки людей на международную космическую станцию. Наш земляк, летчик-космонавт Корниенко Михаил Борисович, рассказал: «Когда я отправляюсь в космос на ракете-носителе, сделанной в Самаре, мне греет душу то, что ее готовили мои земляки. И я ни на секунду не сомневаюсь в ее надежности». Полеты в космос стали возможны благодаря людям, посвятившим свою жизнь ракетостроению. Константин Эдуардович Циолковский — ученый-изобретатель, который впервые доказал возможность межпланетных перелетов и разработал для этого проект многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем. Он работал учителем, а для своих опытов построил специальный тоннель, где изучал реактивное движение. Сергей Павлович Королев — главный инженер-конструктор ракетно-космической техники, под его руководством были созданы: первый космический комплекс, ракета-носитель «Восток», искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей, на которых впервые в истории человечества совершен полет вокруг Земли Юрия Гагарина и выход в открытый космос Алексея Леонова. О разработке ракетной техники и полетах в космос Королев задумался после встречи с Циолковским, которого считал своим учителем. Без инженеров-конструкторов-ракетостроителей не было бы полетов в космос. Они трудятся в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, на производственных предприятиях, на космодромах. Конструкторское бюро есть и на ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре. Предлагаю вам посмотреть видеофильм о «РКЦ «Прогресс» (дети вместе с воспитателем смотрят видеофильм). Чем занимаются инженеры-конструкторы? (дети отвечают) Сейчас инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы. А вы хотели бы стать конструкторами-ракетостроителями? (дети отвечают) Давайте представим, что наша группа — это конструкторское бюро ракетно-космического центра «Прогресс», вы инженеры-конструкторы, и ваша задача — сконструировать и создать новые ракеты-носители. С чего начнем? (дети отвечают) Задание 4 Предлагаю вам внимательно рассмотреть фотографию современной ракеты-носителя. Как устроена ракета-носитель? (дети отвечают) Ракета называется — носителем, потому что основная ее задача доставить груз в космос. Но груз, помещенный в ракету очень тяжелый и самой ей его не поднять, поэтому к ней присоединяют еще несколько ракет, называемых — ступенями. Получается нечто вроде пирамиды, состоящей из этих ступеней и образующих одну большую ракету. Груз располагается в самой верхней части этой многоступенчатой ракеты. Каждая ступень — это самостоятельная ракета, внутри которой помещены баки с горючим, а в хвосте — двигатели. Задание 5 Предлагаю каждому из вас из деталей конструктора создать модель ракеты-носителя, т. е. ее уменьшенную копию (дети из деталей конструктора строят модели). Задание 6 Чтобы в ракетно-космическом центре «Прогресс» началась сборка новой ракеты-носителя, инженер-конструктор должен защитить свой проект, доказать, что его проект самый лучший и надежный. Предлагаю каждому из вас защитить созданный вами проект модели ракеты-носителя (дети по очереди демонстрируют собранную из конструктора модель, рассказывают о ней). Наше мероприятие закончилось. Вы сегодня попробовали себя в роли инженеров-конструкторов по ракетостроению, создали собственные модели ракет-носителей, побывали в ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре. Что вам понравилось больше всего? Кто из вас хотел бы выбрать для себя профессию инженера-конструктора? Почему? (дети отвечают)