Ольга Беседина
Проектная деятельность «Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка»
«Использование малых фольклорных форм : пословицы и поговорки в развитии речи старших дошкольников»
Подготовила:
Беседина О. И.
с. Семьяны
2021 г.
Актуальность данной темы обусловлена:
Публикация «Проектная деятельность „Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
- недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сфрмирован ность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;
- недостаточный уровень человеколюбия (толерантности);
- недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольников
Цель: Необходимость использования развивающих возможностей малых фольклорных форм (пословиц и поговорок) для успешной работы по развитию речи старших дошкольниками.
Способствовать формированию осознанного отношения к пословицам и поговоркам, как к источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Воспитывать желание справедливо оценивать свои действия и действия окружающих, желание радовать старших хорошими поступками.
5. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, самостоятельность, инициативность, ответственность.
6. Формирование понимания многозначности слов, развития красочности и связности высказывания
Объект исследования: общее развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта : развития лексико-грамматических средств языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование произносительной стороны речи у детей средствами малых форм фольклора.
Гипотеза: Использование фольклорного материала (половиц и поговорок) может помочь сформировать правильное четкое произношение, сделать речь детей
более яркой.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Для успешной реализации проекта, необходимо создать условия:
• Оформить методические рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах и ситуациях в соответствии с возрастом детей.
• Подобрать художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.
• Подобрать иллюстрационный материал, отображающий смысл пословиц и поговорок.
• Оформить картотеку видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.
• Оформить картотеку видов и форм работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.
• Сформировать картотеку пословиц и поговорок, отражающих смысл разных жизненных ситуаций из жизни дошкольников.
• Разработать и оформить дидактические игры по данной теме.
• Оформить совместно с родителями альбом иллюстраций к пословицам и поговоркам, наиболее часто используемым в семье.
Технологии:
- компьютерные технологии (мультимедийные презентации);
- организационно-методический инструментарий, игровые технологии.
Приё мы:
- Обсуждение пословицы или поговорки;
- четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;
- правильное объяснение значения пословиц и поговорок;
- подбор сказки соответствующей пословице или поговорке;
- иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки;
- игровые;
- общественные: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей»;
- соревновательные: «Кто больше назовет пословиц о. ?»;
- личные: «Назовите поговорки, которые …».
Формы и виды работы с детьми
- Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам», «Продолжи пословицу»,
- Игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает»- - Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе - час»
- Продуктивные виды деятельности «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).
- Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
- Игры-соревнования: «Смелый боец – в бою молодец».
- Отгадывание загадок: «Ко всякому делу разумный подход».
- Физкультминутки: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».
День пословиц и поговорок
1. Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
2. Рисование пословицы.
3. Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
Формы и виды работы с педагогами
- Консультация для воспитателей «Как учить детей понимать пословицы».
- Педагогическая копилка: «С миру по нитке – голому рубаха» (составление картотеки пословиц и поговорок).
- Выставка педагогических достижений: «Уменье везде найдёт примененье» (наглядные пособия) и др.
Формы и виды работы с родителями
- Творческая мастерская: «Мамины руки не знают скуки».
- Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает».
- Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлекать родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.
- Информационный стенд для родителей : «Какова яблонька, таковы и яблочки».
- Семейный коллаж «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» и др.
Ожидаемый результат:
У детей:
1. Повышение интереса к жанру устного народного творчества - пословицам и поговоркам.
2. Повышение уровня речевого развития всех компонентов речи : фонетики, лексики, грамматики.
3. Повышение уровня восприятия пословиц и поговорок, овладение значением слов и словосочетаний в них.
У педагогов:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Расширение представлений о возможностях использования пословиц и поговорок в познавательно-речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
3. Обоснование в методических рекомендациях возможности использования в речевой деятельности детей пословиц и поговорок.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.
У родителей:
1. Повышение интереса к использованию малых фольклорных форм в познавательно-речевом и социально-личностном развитии детей дома.
2. Подбор и совместное разучивание пословиц и поговорок, объяснение их смысла детям.
3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по иллюстрированию пословиц и поговорок дома.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.
Срок реализации: среднесрочный – 2 месяца
Заключение
1. Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и родителей, повысить уровень усвоения материала по данной теме.
2. Использование малых форм фольклора в работе с детьми позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности.
Перспективы дальнейшей работы:
- в углублении развивающих возможностей малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
ПЛАН реализации проекта
Подготовительный этап
1. Оформление папки с методическими рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах и ситуациях в соответствии с возрастом детей.
3. Подбор художественных литературных произведений, отражающих смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.
4. Подбор иллюстрационного материала, уместно отображающего смысл пословиц и поговорок.
5. Создание картотеки видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.
6. Создание картотеки видов и форм работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.
7. Взаимодействие с родителями в формировании правильной речи детей через использование пословиц и поговорок.
Основной этап
1. Знакомство с простыми пословицами и поговорками, обогащение словаря детей.
2. Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни.
3. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
4. Разучивание пословиц и поговорок.
5. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.
6. Организация игр–инсценировок по пословицам и поговоркам.
7. Отображение в художественном творчестве детей содержания пословиц и поговорок :
рисование, аппликация, лепка.
8. Игры: «Угадай пословицу, поговорку», «Подбери слово», «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу».
9. Изготовление схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.