Надежда Иванченко
Проектная деятельность «Что такое электричество» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «Что такое электричество?»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшей группы, родители, воспитатель
ТИП ПРОЕКТА : Информационно –познавательный
ВИД ПРОЕКТА : групповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проектная деятельность „Что такое электричество“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Электричество живет повсюду. Без него мы не можем обойтись.
ВВЕДЕНИЕ:
Рассказ воспитателя об электричестве. Обсуждая правила безопасности, у ребят возник вопрос: почему нельзя играть под электрическими проводами? Ведь люди проxодят под проводами! Почему на щитаx часто рисуют скелета? А зачем нам тогда электричество, если оно так опасно?
Обсудив все вопросы, дети выдвинули гипотезу:
Электричество опасно, но мы без него обойтись не можем.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Выяснить, что такое электричество.
Объект исследования: процесс появления электричества.
Предмет исследования: технология получения электричества на основе опытов и наблюдений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.
2. Расширение представления детей об электричестве.
Развивающие:
1. Развитие речи путем формирования умения строить диалог, монолог.
2. Развитие познавательной деятельности и творческих способностей.
3. Формирование умения устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательные:
1. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
2. Воспитание умения работать в коллективе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный – постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.
2. Основной этап – проведение опытов, доказывающих существование электричества.
3. Заключительный – обобщение полученных знаний.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Пополнение знаний и расширение представлений детей об электричестве.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Познавательное развитие:
Компьютерная презентация «Что такое электричество?»
Просмотр фильмов:
https://youtu.be/Hq_ybPa8Jss Уроки Тетушки Совы
https://youtu.be/vkML48Fm9A8 Фиксики «Осторожно, электричество!»
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы:
Стихи об электричестве.
Разгадывание загадок об электричестве.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование – «Опасное электричество»
Раскраски: «Правила безопасного электричества»
Физическое развитие:
Подвижная игра «Атомы и молекула»
Социально-коммуникативное развитие:
Формирование навыков безопасного поведения в быту: сюжетно ролевая игра «Семья», сюжет «Готовимся к встрече гостей»
Совместная деятельность с родителями :
1. Проведение опытов по физике:
«Генератор»
«Электрофорная машина»
«Статическое электричество»
ПЛАН РЕАЛИ3АЦИИ ПРОЕКТА :
№ п/п Дата проведения мероприятие ответственные
1 10.12.18 Просмотр презентации «Что такое электричество?»
Чтение стихотворений об электричестве.
Разгадывание загадок об электричестве. воспитатель
2 11.12. 18 Просмотр фильмов:
https://youtu.be/Hq_ybPa8Jss Уроки Тетушки Совы
https://youtu.be/vkML48Fm9A8 Фиксики «Осторожно, электричество!» воспитатель
3 12.12. 18 Проведение опытов:
«Генератор»
«Электрофорная машина»
«Статика»
Зарисовывание опытов. Воспитатель, родители,
4 13.12. 18 Рисование: «Правила безопасного электричества»
Разучивание подвижной игры «Атомы и молекула» воспитатель
5 14.12. 18 Формирование навыков безопасного поведения в быту: сюжетно ролевая игра «Семья», сюжет «Готовимся к встрече гостей» воспитатель
РЕФЛЕКСИЯ:
• Оформление альбома «Запомни сам и научи другого!»
• Создание журнала «Научная лаборатория»
Опыт «Генератор»
Как создать электричество с помощью моторчика?
Динамо-машина – это генератор электричества, который преобразует механическое движение в ток.
Приготовим динамо-машину. Присоединим провода к контактам динамо-машины, а к ним присоединим лампочку.
Далее необходимо взяться за вал и крутить как можно быстрее. И мы увидим, загорится ли лампочка!
Вывод: Да, тут электричество есть! Напряжение на электрической установке повышается. Динамо – машину мы крутили сами, а моторчик вырабатывал электричество, чем быстрее крутили, чем больше было напряжение. Значит электричество, которое у нас дома тоже вырабатывают динамо-машины, только очень большие.
С помощью этого опыта мы выяснили, как появляется электричество.
Опыт «Электрофорная машина».
Меxаническая энергия преобразовывается в электрическую. Чем сильнее мы крутим машину, тем сильнее получится разряд. Мы видим, что при трении получается электрический разряд.
Опыт «Статическое электричество»
Статическое электричество образуется в процессе трения некоторыx предметов.
Мы x отели выяснить:
- какой материал, при трении может электризоваться;
- причины возникновение статического электричества;
- все ли вещества электризуются.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов) : при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
Например, возьмем воздушный шарик и потрем его о волосы. Волосы прилипают к шарику. Потом приложим шарик к бумажной основе /стена/, к которой шарик тоже прилипнет.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд.
В процессе исследования мы узнали, что сейчас мы получаем электричество благодаря большим электростанциям. На электростанциях есть генераторы — это большие машины, которые работают от источника энергии.
Как источник питания для генераторов можно использовать силу ветра, воды или тепло Солнца.
Далее работающий генератор при помощи огромного магнита создаёт поток электрических зарядов, то есть ток, который проходит по медным проводам. Чтобы передавать электричество на большие расстояния, необходимо увеличить напряжение. Для этого используют трансформатор — устройство, которое может повышать и понижать напряжение. Теперь электричество с огромной мощностью по огромным кабелям, которые находятся глубоко под землёй или высоко в воздухе, движется к месту назначения.
Перед тем, как попасть в квартиры и дома, электричество проходит через другой трансформатор, который понижает его напряжение. Теперь готовое к использованию электричество движется по проводам к необходимым объектам. Количество использованного электричества регулируется специальными счётчиками, которые прикрепляются к проводам, которые проложенные через стены и полы. Подводят электричество в каждую комнату дома или квартиры.
Электричеству нельзя мешать двигаться по проводам, иначе оно «рассердится» и может нанести человеку вред.
Вывод:
В xоде реализации проекта «Что такое электричество?» во время проведения опытов были решены поставленные задачи и нашла подтверждение гипотеза:
Электричество опасно, но в современном мире мы без него обойтись не можем.
Подвижная игра «Атомы и молекулы» развивает логику и внимание, а также способствует развитию ловкости и быстроты реакции.
Для игры понадобятся: Площадка для игры
ПРАВИЛА:
Шаг 1. Объясните детям, что такое атомы и молекулы (если они этого не знают). Скажите, что атомы могут превращаться в молекулы, и в одной молекуле может быть несколько атомов.
Шаг 2. Расскажите детям правила игры и объясните, что такое реакция. Теперь скажите детям, что они должны беспорядочно передвигаться по игровой площадке. То есть, на начало игры все ребята – атомы.
Шаг 3. Дайте команду, например: «Реакция по три!». После неё атомы должны разбиться в команду по три человека. Таким образом, они создадут молекулу.
Шаг 4. Вторая ваша команда: «Реакция окончена!» - послужит сигналом к распаду атомов. Проигрывают те ребята, которые не успели создать «молекулу» с другими игроками. Важно помнить! Перед игрой, особенно для детей младшего возраста, необходима небольшая настройка. Детей просят закрыть глаза и представить, что каждый из них – маленький атом, а если соединить их вместе, они превратятся в молекулы. Потом вы можете сказать: «Сейчас вы откроете глаза и начнёте беспорядочное движение в пространстве».