Елена Тюрина
Проектирование виртуальных экскурсий для детей дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование виртуальных экскурсий для детей
дошкольного возраста в ДОО.
Проект «Рыбы» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о подводном мире и его обитателях Актуальность: программа «От рождения до школы» не предполагает углубл нного изучения темы морского и речного пространства, их сравнения. В то же время детям подготовительной к школе группы интересно вс, что связано с миром живой природы, перед детьми это возраста открываются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников, но полученная информация не имеет системы. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую недоступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это да т возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой ОД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение. Средством изучения темы мы выбрали виртуальные экскурсии. Ниже представлен план виртуальных экскурсий (табл.).
Публикация «Проектирование виртуальных экскурсий для детей дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
Таблица. План виртуальных экскурсий по теме «Рыбы»
Тема экскурсии Цель экскурсии Содержание экскурсии Сроки проведения
1.«Кто такие рыбы?» Формирование представлений детей о рыбах : строение, способ размножения, питание. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).
Расширять осведомлённость детей в сфере человеческой деятельности: выращивание рыбы, ловля, охрана; представления об их значимости для жизни ребёнка, его семьи и общества в целом. октябрь
2. .«В гостях у речных рыб» Формирование у детей представлений о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ; активизация и обогащение словарного запаса детей; желание бережно относиться к богатствам природы; воспитание интереса к природе. Правила поведения в природе (возле водоема).
Какие рыбы встречаются в нашей местности.
Как рыбы размножаются.
Установить причинно – следственные связи между человеком и обитателями водоема. декабрь
3.»Путешествие на морское дно» Обогащение знаний о морских животных через содержание виртуальной экскурсии в мобильном планетарии -расширять представления детей о морских обитателях, рыбах и других жителях подводного мира, об их внешнем виде, образе жизни, способах передвижения, питания, защиты.
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты и обитателям водоёмов, стремление изучать и охранять природу. апрель
4. Аквариумные рыбки
-создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
- расширять знания детей об аквариумных рыбах, строении их тела, способе передвижения, образе жизни. -Значение аквариума в жизни человека. -Рассказ педагога с элементами беседы.
-Знакомство с экзотическими видами рыб.
-Знакомство с водными представителями классов Земноводных и класса Пресмыкающихся.
-Виртуальное путешествие по океанариуму май
Как видим, план по теме «Рыбы» состоит из четырех виртуальных экскурсий :
Тема 1. «Кто такие рыбы?»
Цель: формирование представлений детей о рыбах : строение, способ размножения, питание.
Задачи:
Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).
Развивающая:Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательная:Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.
Тема 2. «В гостях у речных рыб»
Цель: формирование у детей представлений о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ; активизация и обогащение словарного запаса детей; желание бережно относиться к богатствам природы; воспитание интереса к природе.
Задачи:
Образовательные:
-Приобщение детей к основам экологической грамотности; освоение детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются;
Развивающие:
- развитие умения пользоваться моделью и схемой, мышления, памяти, логики, умения анализировать, выражать свои мысли в активной речи;
Воспитательные:
- воспитание у детей любви к живой природе.
Тема 3.»Путешествие на морское дно»
Цель: Закреплять и расширять знания о морских обитателях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Задачи:
Образовательные :
-расширять представления детей о морских обитателях, рыбах и других жителях подводного мира, об их внешнем виде, образе жизни, способах передвижения, питания, защиты.
Развивающие:
- обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание, мелкую моторику рук, творческие способности и воображение;
Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты и обитателям водоёмов, стремление изучать и охранять природу.
4. Тема: Аквариумные рыбки
Задачи:
Образовательные :
-Формировать представление о жизни обитателей вод-рыбах: чем питаются,где живут, как дышат.
Развивающие:
-Развивать память, речь,наблюдательность.
-Развивать интерес к познанию окружающего мира.
-Способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные:
-Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.
Расскажу про организацию виртуальной экскурсии «Путешествие на морское дно».
Основная задача подготовительного этапа — мотивация к деятельности, исходя из уже имеющегося опыта, формулировка цели и задач, постановка проблемы, которую необходимо решить в предстоящей экскурсии.
Воспитанники обнаружили в группе посылку, в которой находилась странная модель рыбы и письмо от ученых, которые предлагали данный вид рыб изучить и сообщить им сможет ли она выжить в море. Мы вместе с детьми определили тему предстоящей виртуальной экскурсии, подобрали фотографии, видео, научную и художественную литературу при активном участии родителей. Продумали атрибуты, которые сделали вместе (батискаф, модели рыб, коробку для посылки с обратным адресом). Я подготовила текст и презентацию виртуальной экскурсии, подобрала и опробовала опыты
Организация познавательной и практической деятельности. Этап, когда участники экскурсии активно действуют, исследуют, делают выводы.
В ходе основного этапа участники погрузились на морское дно на батискафе, сделанном заранее, и в морской лаборатории провели опыты, доказывая какой рыбе легче жить в морских глубинах и почему. На протяжении всей экскурсии наблюдали за морскими обитателями и высказывали свои предположения, которые доказывались опытным путем. Обратили внимание на маскировку рыб и попытались самостоятельно замаскировать рыб, используя технику марморирования. По окончанию экскурсии дети сами нашли решение проблемной ситуации.
Заключительный этап. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, полученных в ходе виртуальной экскурсии знаний.
Ребята многое узнали об особенностях жизни рыб. В группе добавили страницу о морских обитателях в тематическую папку «Мир природы», подгруппа детей оформила макет «Морское дно», с использованием природного материала. Я слушала и записывала рассказы детей об увиденном, совместно с детьми играли в игры, которые способствовали реализации впечатлений детей от виртуальной экскурсии.
Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса / Е. В. Александрова // Литература в школе. –2010. -N10. –С. 22.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Зверев И. Д., Салеева Л. Т. Компоненты экологического образования. : учебник для вузов/ Зверев И. Д., Салеева Л. Т - М. : «Академия», 2010. - 155 с.
4. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
5. Строгонова,Ю. В., Плаван,Е. С. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников // Молодой ученый. —2017. —No15.2. —С. 181-182.