Папки-передвижки

Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации

Ольга Бубенок
Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ответственность за свою деятельность, выполняет его социальный заказ и поэтому должна работать в режиме развития, опережая время, постоянно повышая свой статус.

Публикация «Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации» размещена в разделах

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программнометодического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о наличии противоречий между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.

Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно. Существующие подходы к организации методической работы на сегодняшний день являются неадекватными тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние — инновационное пространство ДОУ.

Таким образом, осмысление всего происходящего и потребность педагогического коллектива двигаться вперёд привело команду педагогов МБДОУ Замишевский детский сад «Ивушка» Новозыбковского района Брянской области к управленческой идее о необходимости создания механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды.

Таким механизмом для перехода дошкольного учреждения от режима стабильного функционирования к режиму развития и программа «Проектное управление развитием ДОУ», которая отражает систему работы в инновационном режиме

Одним из факторов, определяющих характер управления образовательным учреждением, является режим его жизнедеятельности. Основными режимами жизнедеятельности считаются режим стабильного функционирования и режим развития.

Особенностями ДОУ, функционирующего в режиме развития являются:

1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения:

• превышение государственных стандартов образования (по направлениям инновационной деятельности);

• обеспечение развития ребенка за счет реализации базового и локального компонентов содержания образования и дополнительных образовательных услуг.

2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

3. Периодическое обновление целей образовательного учреждения как системы.

Цель Программы: Создание эффективной модели управления ДОУ, обеспечивающей его развитие в соответствии с современными требованиями Задачи:

1. Создание алгоритма Проектного управления системы развития ДОУ, обеспечивающей его развитие в соответствии с современными требованиями.

2. Формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели, стоящие перед ДОУ.

3. Создание такой системы контроля, при которой центр тяжести перемещается с административного на коллективные формы контроля и самоконтроль.

Необходимо было создать структуру управления ДОУ, в которой каждый субъект знает свои функциональные обязанности и имеет конкретные цели. В новых условиях нужно сформировать эффективно действующую управленческую команду, члены которой могут взять на себя часть полномочий. Важное значение придается делегированию полномочий и созданию обратной связи как основным составляющим деятельности современного руководителя.

Основополагающими принципами при Проектном управлении системы развития ДОУ являются:

Расширение общественного участия в управлении ДОУ Результатом общественного участия в управлении должны стать :

• Рост эффективности управления ДОУ;

• Независимость и объективность в решении вопросов материально-технического обеспечения, стимулирования и оплаты труда.

Командный менеджмент (управление с помощью инициативных и творческих групп)

Результатом использования командного менеджмента должны стать: • Повышение качества и эффективности работы коллектива в целом.

• Быстрая адаптация системы управления ДОУ к изменениям внешней среды и улучшению качества образования;

• Повышение эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными людьми, а с группой; • Модернизация организационной структуры управления.

Информационно-аналитическая система ДОУ как основа для управления

Результатом внедрения информационно-аналитической системы должны стать:

• Рост профессиональной и методической компетентности педагогов;

• Повышение эффективности воспитательно-образовательного и коррекционно-оздоровительного процесса;

• Повышение рейтинга ДОУ в районе.

Формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели, стоящие перед ДОУ

Для достижения целей, стоящих перед ДОУ требуется коллектив с высоким уровнем развития. В связи с этим предлагается следующая схема работы с кадрами по формированию творческого коллектива, способного решать самые современные задачи дошкольного воспитания:

Таким образом, в ДОУ создана личностно-развивающей профессиональной среды, в которой обеспечивается комплекс возможностей для профессионально-личностного развития всех субъектов профессиональной деятельности. Она содержит и постоянно наращивает образовательный потенциал, обеспечивающий рост психолого-

педагогической грамотности специалистов, повышение их профессиональной компетенции, создание условий для самопознания, саморазвития.

Личностно-развивающая профессиональная среда ДОУ должна выполнять следующие функции:

1. Информационно-обучающая: постоянное расширение и углубление знаний в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности; получение оперативной информации на совещаниях, семинарах, практикумах, конференциях.

2. Консультационная: помощь методической службы, научного руководителя или консультанта.

3. Организационно-коммуникативная : создание постоянно действующего психолого-педагогического семинара, удовлетворяющего потребности членов коллектива в профессиональном общении, обмене опытом.

4. Мотивационно-стимулирующая: активизация самообразования, самосовершенствования, самореализации, личностного роста воспитателей, а также развитие потребности в психолого-педагогической компетентности

5. Ценностно-организационная (концептуально-мировоззренческая) : актуализация ценностных и концептуальных основ деятельности, осмысление социальной миссии ДОУ и перспектив его развития.

6. Развивающая: ориентированность форм и методов самообразования членов коллектива на развитие всех сторон личностно-мотивационной сферы, ценностных ориентаций, концептуального мышления, операционно-технологических компонентов педагогической деятельности, способности и готовности к самообразованию.

7. Общекультурная: расширение общекультурного кругозора коллектива ДОУ, содействие развитию гуманитарной культуры, способности к творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Одной из самых актуальных задач управления коллективом на этом этапе является реализация личностно-ориентированного подхода в работе с кадрами, опирающегося на следующие принципы:

принцип самостоятельности (максимальное участие и активность каждого на всех основных этапах деятельности – от планирования до контроля и коррекции);

принцип кооперативности (широкое применение совместной деятельности);

принцип элективности (создание условий для свободы выбора целей, содержания, форм, методов работы и т. п.);

принцип опоры на опыт (использование разнообразного опыта педагогов ДОУ – социального, профессионального, житейского – в качестве одного из ресурсов повышения уровня развития коллектива);

принцип индивидуализации обучения (ориентация на конкретные образовательные потребности, уровень подготовки и др. особенности);

принцип инновационности (поиск, изучение и оперативная информация о новых технологиях, методиках и т. п.);

принцип актуализации (предоставление возможности безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих повышение качества воспитательно-образовательного процесса);

принцип рефлексивности (постоянное осмысление членами коллектива основных процессов, происходящих в ДОУ, уровня результативности личной работы и работы коллектива по выполнению поставленных задач).

Функциональная структура Программы представлена совокупностью 14 проектов, охватывающих все компоненты целостного педагогического процесса (группы проектов «Кадры», «Дети», «Семья», «Социальные партнёры») и направленных на совершенствование и преобразование качественных характеристик образовательной среды ДОУ (материальнопространственной, социально-культурной, организационно-управленческой). Для реализации Программы педагогическим коллективом был разработан следующий алгоритм.

Технология проектного управления сельским ДОУ предполагает реализацию следующих видов проектов : по целевой установке – программно-целевые («Административная деятельность», «Финансовая деятельность», «Питание», «Коллегия педагогов», «Здоровье», «Развитие», «Мир вокруг нас», «Консультация», «Консилиум», «Социум» и др.); социально-психологические («Я хочу, я знаю, я умею», «Я и ребё нок: поиски взаимопонимания», «А знаете ли вы…», «Комфортность», «Познай себя» и др.); делегирующие (проекты «Административный контроль», «Педагогический контроль» и др.); мотивационные («Фабрика роста», «Мотивация», «Стимулирование», по доминирующей в процессе деятельности – ознакомительно-ориентированные («Моя семья», «Наш детский сад», «Наша группа» и др.); познавательные («Времена года», «Весёлые числа», «Наше село» и др.); творческие («Письмо Деду Морозу», «Супершляпа», «Наши таланты» и др.) и спортивные («Летняя спартакиада», «Зимняя олимпиада», «Весёлые старты» и др.). Создание новой системы контроля

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. В управлении ДОУ предполагается существование и развитие традиционных видов контроля.

Новая система контроля предполагает индивидуальный, дифференцированный подход к оценке качества образовательной деятельности педагогов. Анализ уровня профессионализма педагогов проводится по следующим критериям:

• по степени креативности (способности к творчеству);

по уровню профессиональной компетентности: теоретическая компетентность (умение проводить рефлексию, самоанализ, обладание прогностическими, аналитическими, проектировочными умениями, умением постановки цели); практическая компетентность (организационно-деятельностные умения, коммуникабельность, контрольно-оценочные умения).

• по уровню профессионального мастерства (творчества) : высокая общая культура, гуманистическая направленность умений, творческие и педагогические способности, постоянное совершенствование методики обучения, воспитания и развития ребенка.

Дифференциация педагогов по уровню мастерства осуществляется по 4-м группам, в соответствии с которыми проводится контроль и определяется форма методической работы:

Группы педагогов Форма методической работы и контроля

I – группа педагогов

высокого педагогического мастерства, работающих творчески, в инновационном режиме Создание условий для полноценной работы, саморазвития, самосовершенствования: педагогическая мастерская, мастеркласс, конкурс профессионального мастерства, школа передового педагогического опыта, наставничество, творческий отчёт, презентация авторской педагогической технологии. Работа на доверии, самоконтроле.

II – группа педагогов со сложившейся системой работы Индивидуальная работа по совершенствованию профессионального мастерства: конкурс профессионального мастерства; творческие группы, творческие отчеты, ролевая игра, интервьюирование. Контроль с целью оказания помощи по развитию педагогического мастерства.

III – группа педагогов – молодых специалистов Работа с наставниками, психологом, методической службой: собеседование, временная творческая группа, педагогический практикум, консультация, лист обратной связи. Контроль в целях выявления затруднений и оказания помощи молодым специалистам.

Контроль в новых условиях приобретает следующие особенности:

• Центр тяжести перемещается с административного контроля на коллективные формы; • Расширяется доверительность контроля за счет использования само- и взаимоконтроля;

• Повышается гласность контроля;

• Повышается профессиональная компетенция субъектов контроля. Результаты контрольного мониторинга показали повышение уровня:

эффективности освоения и внедрения инновационных программ и технологий;

развития и комфортности детей (усвоение программных задач, развитие исследовательского поведения, степень эмоционально-психологического благополучия в группе и др.);

степени удовлетворенности родителями качеством образовательных услуг.

Система проектного управления обладает достаточным потенциалом для решения проблем дошкольных образовательных учреждений и является фактором повышения эффективности их деятельности.

Публикации по теме:

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося» Максимова Г. Д., учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 9» г. Вязники.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников Сегодня в обществе идет становление новой.

Дидактические игры при организации образовательной деятельности с дошкольниками по развитию речи Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной.

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) «Дикие животные «Медвежонок» .

Конструкт организации совместной образовательной деятельности Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Консультация Формирование у дошкольников любознательности при организации непосредственно образовательной деятельности Консультация Формирование у дошкольников любознательности при организации непосредственно образовательной деятельности. На современном этапе.

Использование ИКТ-технологии при организации образовательной деятельности в ДОУ Методические рекомендации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Невьянского городского округа детский сад № 22 «Калинка».

Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации «Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации» Панкратова Н. А., старший воспитатель, МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г.

Программа организации дополнительной образовательной деятельности «Умелые ручки» Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 20:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бубенок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД