Анна Голобородько
Дидактические игры при организации образовательной деятельности с дошкольниками по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух. В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом - просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические упражнения.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Лексические упражнения, способствующие обогащению речи
детей, можно разделить на следующие виды:
1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего
смысла слов. Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен «птичий двор» ( варианты: «колхозное пастбище»,
«пчельник»). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было
видно все «на птичьем дворе». Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке
воспитателя.
2. Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и
его часть (деталь)» :
а) «Назови целое». Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).
б) «Назови сложное действие». Дети должны назвать (угадать)
слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих
его действий.
в) «Назови части». Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше -
«Назови целое», при выполнении его можно использовать и дидактический материал, но, естественно, работа идет в обратном порядке :
сначала называется целое (предмет или действие, а потом его части
или составляющие его действия.
В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности.
3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением:
а) «Уточни слово». Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется,
чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.
б) «Дай общее название». Задача, как и в предыдущем упражнении, - усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке : воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие
родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие
данное.
в) «Дай три названия и больше». Образцы дидактического материала :
1) клевер - трава - растение;
2) стол - мебель - вещь;
3) каша - блюдо - пища - питание.
Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на
реальные предметы. Для упражнений данного типа необходимо,
чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием : чтобы он
понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В играх с
предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие
предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,
формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По
66
мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо
одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету,
форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Играя, дети приобретают умения
складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы,
выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные
качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Игры с
природным материалом (семена растений, листья, разнообразные
цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении
таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева
лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь
с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями.
В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез,
классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней
отношение.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они
разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и
развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре
- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых:
две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне
ничем не отличающиеся.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь
требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде?»
Запоминание состава, количества и расположения картинок.
Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание
картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припо-
67
минания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе
(справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать
связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого
вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В
таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не
только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для
того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в
игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся, опираясь на
имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так
как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания
в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы,
выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки сходства и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Словесные игры воспитывают желание заниматься умственным трудом. В
игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.