аниса орлова
Использование ИКТ-технологии при организации образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Невьянского городского округа
детский сад № 22 «Калинка» поселка Калиново
Методические рекомендации
Использование информационно-коммуникационных
технологий при организации образовательной
деятельности в ДОУ
Автор:
Орлова Аниса Ахматгаяновна,
воспитатель, I КК
Калиново 2019г.
ре Аннотация
Публикация «Использование ИКТ-технологии при организации образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Данные ре методические рекомендации ре содержат теоретические и ре практические материалы ре по проблеме ре использования информационно-ре коммуникационных технологий в ре ДОУ при ре организации воспитательно-ре образовательной деятельности с ре учетом возраста ре воспитанников, даны ре рекомендации по ре организации образовательного ре процесса с использованием ре информационных технологий.
ре Методические рекомендации ре предназначены в помощь ре педагогам дошкольных ре образовательных учреждений.
ре Разработаны на ре основе личного ре опыта педагога ре ДОУ.
Орлова ре Аниса Ахматгаяновна,
ре воспитатель, I КК,
ре МБДОУ НГО д/с № 22,
ре Пояснительная записка
ре Одним из ре основных принципов, ре характеризующих современное ре общество, является ре информатизация - внедрение ре компьютерной техники и ре новых информационных ре технологий. Информационно-ре коммуникационные технологии ре активно входят в ре нашу жизнь и в ре систему образования, в ре том числе ре дошкольного.
На ре современном этапе ре развития дошкольного ре образования в соответствии с ре Федеральным государственным ре образовательным стандартом ре дошкольного образования (ре далее ФГОС) ре применение информационно – ре коммуникационных технологий в ре дошкольном образовании ре становится все ре более актуальным.
ре Теоретическое обоснование ре необходимости использования ре информационных технологий ре для развития и ре обучения детей ре нашло свое ре отражение в исследованиях ре отечественных ученых. ре Ещё К. Д. Ушинский ре заметил: «Детская ре природа требует ре наглядности». Сейчас ре это уже ре не схемы, ре таблицы и картинки, а ре более близкая ре детской природе ре игра, пусть ре даже и научно-познавательная. А. В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С. Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Таким образом, использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательную деятельность в ДОУ и повысить ее эффективность.
Несмотря на то, что ИКТ успешно применяются во многих дошкольных учреждениях, анализ исследований в области применения ИКТ в дошкольном образовании показал небольшой уровень изученности данной проблемы. Отсутствие конкретной методики использования ИКТ в дошкольном учреждении побуждает педагогов самостоятельно изучать и внедрять новую технологию в свою деятельность.
Возможно, вклад рядового педагога в развитие данной технологии невелик, но коллегам, для которых применение ИКТ стало возможным недавно или ещё находится в ближайшей перспективе, может помочь накопленный мною опыт.
Актуальность и перспективность такого опыта очевидна, так как внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обосновано в первую очередь социальной потребностью общества, современными направлениями обучения и воспитания.
Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам-практикам на начальном этапе использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ.
Внедрение мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Новизна мультимедийной технологии отражается в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в изменениях динамики процесса психического развития.
Содержание
Развитие новых технологий всегда сопровождалось новыми открытиями в других, порой смежных, областях развития человеческой мысли и потребностях общества. Как правило, технологии обучения основывались на новых теориях изучения психологии. Вторая половина XX века ознаменовалась открытием, которое оказало огромное влияние на развитие всех аспектов общества - появление персонального компьютера и современных средств коммуникации. Слово «технология» происходит от греческого слова techne, что означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения все эти понятия можно интерпретировать как процессы. Под процессом обычно принято понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую связаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, разнообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники для использования в учебном процессе, а также для совершенствования деятельности специалистов образовательных учреждений (администрации, воспитателей, специалистов).
В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедийные технологии. Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia-от multi - много и media - среда).
Мультимедиа, как отмечается в литературе, представляет собой набор аппаратных и программных средств, который позволяет вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие данные, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования, к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении необходимо отнести следующее:
- информационные технологии значительно расширяют возможности представления учебной информации: использование цвета, графики, звука позволяет воссоздать реальный объект или явление;
- использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
- ИКТ вовлекают детей в образовательный процесс, способствуя максимально широкому раскрытию их способностей, повышению умственной активности;
- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества наглядности.
Можно отметить преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и повышают их интерес к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творческих способностей детей.
3. Обеспечивает наглядность, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая визуальное и образное мышление дошкольников. Это включает в себя три типа памяти: зрительную, слуховую, моторную.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к научно-исследовательской деятельности, включая самостоятельный поиск информации в Интернете или совместно с родителями;
7. ИКТ - это дополнительная возможность работать с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам СанПиН по сохранению здоровья ребенка. НОД проводится со всей группой, с подгруппой и индивидуально и включает просмотр презентации, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и длится от 20 до 25 минут. Использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада при условии грамотного их использования достаточно широки. Они позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Использование ИКТ в детском саду позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Конечно, внедрение ИКТ напрямую зависит от технической оснащённости ДОУ. Приобретение детским садом мультимедийной установки, в комплект которой вошли мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук, экран и колонки, открыло для меня новые возможности, целью реализации которых стало повышение эффективности образовательной деятельности в ДОУ с помощью ИКТ.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- освоить в совершенстве мультимедийную установку;
- отобрать нужные программы для применения на практике;
- использовать ИКТ при проведении НОД и других мероприятий;
- создать свой банк презентаций к занятиям, родительским собраниям и мероприятиям, проводимым в группе и ДОУ.
Достаточно высокую квалификацию для работы с компьютером я получила при обучении в ВУЗе. На дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения» я усвоила начальные представления по составлению презентаций, нас обучили использовать анимацию, звуковое сопровождение.
Навыки работы с мультимедийной установкой пришлось нарабатывать в ДОУ. Большую помощь в этом вопросе мне оказал Интернет, поисковые системы Yandex, Rambler, Google.
Я изучала педагогические сайты, для повышения эффективности работы знакомилась с новинками в образовании и достижениями педагогов, которые делились своим опытом.
Прошла обучение в центре обучающих технологий по курсу «Начинающий пользователь», посетила семинар «Использование ИКТ и лего - технологии в образовательной деятельности с дошкольниками» в городе Новоуральске на базе МАДОУ детский сад «Страна чудес».
Кроме НОД, я научилась вести работу с документами в электронном виде, используя три продукта из пакета MS Office - Word, Excel и Publisher.
В формате Excel веду список детей и журнал учета посещаемости, формат Word использую для календарного планирования, анкет для родителей. В формате Publisher создаю буклеты, визитки, календари для своей группы.
Умение работать с интернет-ресурсами дает мне возможность конвертировать материал из одной программы в другую, скачивать любой материал из Интернета, делать презентации. Для проведения занятий я использую обычно программу PowerPoint для составления презентаций. Презентации использую как авторские, так и моих коллег из электронного банка ДОУ.
Постепенно нарабатывала практический опыт. Мультимедийная установка представляет собой довольно громоздкий аппарат, использование которого тоже требует некоторых навыков. В группе нужно располагать его так, чтобы:
- дети не могли запнуться за шнур;
- воспитатель мог иметь свободный подход к ноутбуку для переключения кадров;
- во время занятия взрослый не закрывал изображение на экране своей фигурой.
Эти несложные требования, однако, бывает трудно учесть на практике, так как розетки в нашем саду, например, неудобно расположены и их просто мало. Приходится использовать удлинители. Солнечное освещение тоже иногда заставляет искать место расположения экрана в помещении.
Кроме установки, как правило, ещё много наглядности, о расположении которой тоже приходится заботиться. Поэтому, хоть и существуют требования, чтобы воспитатель сам переключал слайды, но из этих соображений иногда приходится привлекать младшего воспитателя или пользоваться беспроводной мышью.
Использование мультимедийных презентаций на занятиях сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения детей: это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
ИКТ применяю на любом этапе непосредственно образовательной деятельности. В самом начале занятия, для обозначения темы, с помощью вопросов создаю проблемную ситуацию, что вызывает интерес к теме. Использование ИКТ помогает поддерживать его на всем протяжении занятия, позволяя мне менять виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятия при подведении итогов.
На занятиях по математическому развитию дошкольников при помощи установки мультимедиа решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют прямой и обратный счет, состав числа, решают задачи на движение. Занятия пытаюсь строить так, чтобы они включали в себя все виды игровой деятельности : игры на развитие математических способностей, игры на развитие внимания и мышления, игры малой подвижности, игры на развитие моторики рук (Приложение 1).
При подготовке и проведении НОД по развитию речи я использую иллюстративный материал, чтобы задействовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. Использую разные варианты игр : «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает» и. т. д. В группе создается обстановка неформального общения, в которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к занятию.
С помощью презентаций мы восхищались с детьми красотой окружающей природы («Лес зимой», «Путешествие по стране Осени», «Космическое путешествие», узнали о свойствах и качествах материалов («Путешествие капельки», «Круговорот воды в природе», побывали на экскурсиях по нашей стране, посетили театр и картинную галерею. («Путешествие в театр») (Приложение 2, 3, 4).
Использую ИКТ на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки и сказочных героев на экране, они с большим желанием вливаются в работу на занятии.
С помощью мультимедийных презентаций мы разучили с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки-символы различных упражнений: «Звёздочки», «Медвежата», «Птички» и др. Дети выполняют их, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Я создаю презентацию с учетом возрастных особенностей, включаю в них анимированные картинки, элементы игр, сказки, познавательные ролики. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогает мне достичь поставленной цели при проведении занятий.
Использование презентаций отражают один из главных принципов создания современного занятия - принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям дети, которые обычно не проявляли высокой активности на занятиях, стали высказывать свое мнение, рассуждать.
За два года работы по данной теме самообразования мной создан банк презентаций по различным темам НОД, к родительским собраниям : «Учимся, играя», «Волшебные пальчики»; к общим мероприятиям ДОУ: «День народного единства», «День Победы», «Фестиваль Дружбы» и т. д. (Приложение 5).
Использование мультимедийных технологий мною было начато в старшей группе в сентябре 2017 года. В начале учебного года был проведён мониторинг по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». По истечении года проведено повторное диагностирование. Повышение уровня знаний детей можно увидеть в данных мониторинга (Приложение 6).
По итогам диагностирования можно сказать, что в результате внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс уровень всестороннего развития детей заметно вырос.
Применяя мультимедийное оборудование в ДОУ, я пришла к выводу, что благодаря мультимедийному методу представления информации достигаются следующие результаты:
- дети стали лучше воспринимать изучаемый материал благодаря тому, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повысилась мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов;
- расширились знания, значительно повысился творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников;
- полученные знания остались в памяти на более длительный период.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой увеличивают скорость передачи информации детям, повышают уровень ее понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
В заключение хотелось бы отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения позволяют повысить качество образования и значительно повышают эффективность любой деятельности в ДОУ.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева).
3. Горвиц Ю. М. [и др. ] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М. : Линка-пресс, 1998.
4. Григорович Л. А. Педагогика и психология: уч. пособие для вузов. - М: Гардарики, 2001.
5. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. с. 16.
6. Пащенко П. 22 Информационные технологии в образовании : Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 227с.
7. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.