Максимова Галина Дмитриевна
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектирование индивидуальной
образовательной деятельности учащегося»
Максимова Г. Д.,
учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ № 9» г. Вязники
Владимирской области
В настоящее время система образования становится более гибкой, вариативной и открытой. Дети живут в очень насыщенной информационной среде, но для одних – это ничего не значащие потоки научной информации, для других – это источник познания, который интересен, важен, но разобраться в глубине, разнообразии взглядов на одну и ту же проблему, а порой просто в нагромождении фактов, не хватает умения. И таким детям надо помогать. Поэтому, создание индивидуальных образовательных маршрутов – это как раз и есть одна из возможностей такой помощи.
Публикация «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося» размещена в разделах
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
(А. В. Хуторской)
Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.
Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся как раз и происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.
Продвигаться по индивидуальной траектории ученик сможет в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:
1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся
2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся
Я буду говорить о втором.
Если ребенок мотивирован, то целесообразно проектировать индивидуальный образовательный маршрут по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление – это когда условия для самосовершенствования ребенка создают окружающие его люди (учителя, педагоги ДО, семья) и ребенку остается только полноценно пользоваться этим.
Второе направление – это когда ребенок сам создает условия для своего самосовершенствования (походы в библиотеки, поиск материала в интернете, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.)
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания материала на основе литературных источников, передового педагогического опыта прошлых лет и современных веяний по теме вашего самообразования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания для реализации содержания темы самообразования);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения); - результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
В основном, индивидуальные маршруты разрабатываются для конкретных предметов для конкретного ученика или группы учеников, и по сути являются программами для углубления и расширения знаний.
Но я думаю, что индивидуальный маршрут должен быть шире и стать основой для развития ребенка в целом.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это может касаться и учебных предметов и сферы воспитания. Обязательным условием должен быть контроль за перегрузкой учащегося, поэтому дополнительные занятия по какому – либо направлению должны быть компенсированы щадящей нагрузкой по другим направлениям.
Я работаю по индивидуальному маршруту по химии с ученицей 9-а класса П. Ириной, одновременно являясь классным руководителем.
Определение ИОМ для Ирины был обусловлен ее интересом к предмету. Наряду с дополнительными занятиями по химии, Ирине было предложено участие в проектной деятельности, причем в другой области – биологии.
Она решила продолжить проект по присвоению дубу статуса «Памятник природы», начатый выпускниками школы С. Ириной и П. Дашей. Ира защищала работу на районной конференции ЮНИОС, где стала победителем.
Кроме того, Ира – учащаяся областной школы развития детей (Школы олимпийского резерва) по химии.
Она также является одним из лидеров школьного общества «Альтаир», является членом музыкального коллектива «Сюрприз» и активно занимается спортом и семейным туризмом.
Таким образом, индивидуальная траектория не ограничивается развитием ребенка в одном направлении.
Все достижения учащегося заносятся в портфолио или другой вид фиксирования достижений. Я использую Индивидуальную карту достижений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу.
ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника.
С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.
То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.
Использованная литература:
1. Бондарчук Т. В., Абдуллин А. Г. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся/ Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7559
2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.
3. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 82.
4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.