Ирина Кульбачная
Проектирование совместной деятельности в рамках реализации проекта «Я выбираю доброжелательность» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Я выбираю доброжелательность».
Вид проекта : долгосрочный, групповой, общественно-полезный.
Формы реализации проекта : ООД, беседы, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями
Продолжительность проекта : с 01. 09.16 по 31.05.17
Участники проекта : дети группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, психолог, инструктор ФК).
Публикация «Проектирование совместной деятельности в рамках реализации проекта „Я выбираю доброжелательность“ в старшей группе» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проблемы: В настоящее время на фоне радикальный изменений в жизни людей, изменений происходящих в образовании, признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан нашей страны. Если нравственность мерило принятия общественных норм и ценностей, а потому может быть воспитана. Духовность –«зерно», которое имеется, в принципе у каждого, но оно может так и не пойти в рост, если его не пробудить. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»-писал В. А. Сухомлинский.
Цель проекта : создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Я выбираю доброжелательность».
Задачи проекта :
• формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
• воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие.
• уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения,
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
• дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости; у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
• бережно относятся к живой и неживой природе;
• могут составить рассказ о добром поступке.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала по теме проекта;
• знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Айога» нанайс. сказка ;В. Катаев «Цветик-семицветик», «Два жадных медвежонка» венгр. сказка, Э. Мошковская «Кто самый добрый», А. Барто «Вовка добрая душа»
• разучивание стихов о доброте;
• прослушивание аудиозаписи песен о дружбе, слушание П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Песенка про бабушку» муз. М. Парцхаладзе, «Дорогою добра» муз. Ю. Энтина, подборка песен о маме.
Сотрудничество с семьё й:
• Консультация «Как воспитать в ребёнке отзывчивость», консультация педагога-психолога «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
• Родители фотографируют ребёнка, когда он совершает добрый поступок, помогают ему придумать рассказ о добром поступке.
• Родители вместе с детьми мастерят кормушки для птиц.
Взаимодействие со специалистами:
«День матери», «Если добрый ты», «Я и мой папа, я и мой дедушка», «Путешествие в мир искусства», «Игры народов России», «Масленица».
Продукт проектной деятельности :
рассказ о добром поступке, фотографии с иллюстрациями добрых дел, «Дерево добрых дел», дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «Гирлянда дружбы», поделки к Дню Матери, 8 марта, 23 февраля. Глобус фотографиями. Выставка фотографий «Я и моя семья».
План реализации проекта :
Виды деятельности Сроки Результаты Форма регистрации
результата
Беседы «Моя дружная семья», «Добрые люди Кто это?», «Что такое доброта»
Наблюдения за живой и неживой природой
Игры «Слепой и поводырь»,
«Ласковое имя», «Поляна добра», «Я радуюсь,когда…»,
«Подари слово другу» В течение всего проекта : в режимных моментах, на прогулке Расширение кругозора и экологических представлений.
Развитие положительных эмоций, эмпатиии. План календарно-тематического планирования.
Выставка в литературной гостиной «Добрые книги»
(чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок о доброте) В течение всего проекта Воспитание чувства доброты, любви уважения к окружающему миру, окружающим людям Фотографии, отзывы родителей
Изготовление поделок, рисунков, плаката, стенгазет в творческой мастерской В течение всего проекта раскрытие новых способностей и талантов. Преобладание доброжелательности между детьми; Перспективный план творческой мастерской, продукты детской деятельности.
День красоты.
День мира
ООД " Вот какие мы большие" сентябрь Воспитание эмоциональной отзывчивости Фотографии, конспект ООД
День пожилых людей
День музыки
ООД «Наш детский сад» октябрь Развитие стремления помогать друг другу, старшим по возрасту, сопереживать, поддерживать друг друга Фотографии, конспект ООД
День толерантности
День единства
День доброты
День открытых дверей
Показательная ООД по познавательному развитию «Поможем Незнайке найти свой домик»
Акция «Спешите делать добрые дела»
Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребёнок или члены семьи
Изготовление стенгазеты «Что такое доброта?»
ООД «Неразлучные друзья - взрослые и дети». ноябрь Развитие социально-коммуникативных навыков
Навыки исследовательской деятельности Фотографии, конспекты ООД, отчет о проделанной акции.
Рассказ ребенка с иллюстрацией
(фото доброго дела ребенка)
День инвалида
ООД «Что мы умеем делать сами» декабрь Воспитание отзывчивости, доброты и понимания к людям с ОВЗ Фотографии, конспект ООД
Акция «Поможем пернатым друзьям»
Изготовление кормушек для птиц
Организация на участке «Птичьей столовой» январь Бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим Фотографии, кормушки для зимующих птиц, сделанных совместно с родителями
ООД «Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех»
Изготовление подарков для детей младшей группы из тестопластики. февраль Развитие умения выражать своё отношение к младшим по возрасту. Конспект, фотографии.
День мальчиков и девочек
Развлечение «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
ООД по развитию речи «Путешествие по острову Вежливости»
Акция «Украсим землю цветами» Проект «Огород на окне» март Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета
Дети получили навыки экспериментальной деятельности Фотографии, конспект ООД, отчет по проекту
Совместный субботник родители, дети, педагоги.
Акция «Сохраним все живое на земле»
Конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей» апрель Воспитание бережного отношения к природе совместно с родителями и общественностью Фотографии, клумба с цветами.
День солнца
День семьи
ООД «Моя семья»
Акция «Поздравляем ветеранов» май Творческий продукт изобразительной деятельности Фотовыставка «Я и моя семья»
Приложение 1
Стихи о доброте
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого -то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
***
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
***
Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
***
К Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки,
Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.
Там служат волшебники светлому детству,
Весёлые сказки живут по соседству,
Там даже тоска никогда не тоскует,
Года бесконечно кукушка кукует,
Никто не болеет, никто не страдает,
А если вдруг горе туда забредает,
То добрые феи тот час налетят
И в шарик воздушный его превратят.
Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.
К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.
***
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)
***
Дорога добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
М. Минкова
Пословицы и поговорки.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Уроки вежливости (подборка стихотворений)
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте,
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают: “Доброго пути!” –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Приложение 2 "Литературная гостиная"
Чтение художественной литературы.
Примерный перечень книг для выставки «Добрые книги» :
1. Г. Х. Андерсен
«Дюймовочка»,
2. Нанайская народная сказка
«Айога»
3. Венгерская народная сказка
«Два жадных медвежонка»
4. Е. Благинина
«Посидим в тишине»
5. В. А. Сухомлинский
«Петушок-братик, добрый день»,
«Красивые слова и красивые дела»,
«Для чего говорят спасибо»,
«Красивые слова, красивые дела»,
«Какой след должен оставить каждый человек на земле»,
«Все добрые люди –одна семья».
6. Г. К. Паустовский
«Теплый хлеб»,
7. Э. Мошковская
«Кто самый добрый»,
8. Е. Пермяк
«Самое страшное»
9. В. Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо».
10. Г. Остер
«Советы непослушным детям»
11. А. Барто
«Имя и фамилия»
12. С. Я. Маршак
«Рассказ о неизвестном герое»
13. П. Поляков
«О послушании»
14. В. Осеева
«Своими руками»,
«Сыновья»,
"Волшебное слово"
15. Житие Сергия Радонежского
16. Л. Н. Толстой
«Лев и собачка»
17. В. Катаев
«Цветик-семицветик»
Приложение 3 «Творческая мастерская»
Изготовление продуктов проектной деятельности
1. Поделки «Дорога не игрушка»
2. Аппликация «Галстук для папы»
3. Лепка «Кулон для мамы»
4. Рисование «Мамин портрет»
5. Декорирование и роспись «Кормушка для птиц»
6. Ленточная аппликация «Гирлянда дружбы»
7. Оригами «Голубка»
8. Рисование плаката на конкурс «Дом, где мы живем» в СЮН
9. Пластилинография на районный конкурс «Неопалимая купина» в СЮТ.
10. Стенгазета «Что такое доброта?».
11. Стенгазета «Семейные традиции украинского и азербайджанского народов»
12. Аппликация «Кленовые листья»
13. Тестопластика «Подарок для малышей»
Приложение 4
Правила добрых дел
• Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
• Не твори добра на показ.
• Старайся искоренять плохие привычки.
• Не позволяй себе обманывать других.
• Не нарушай обещания.
• Не бери, не присваивай чужие,найденные вещи, деньги, игрушки. Постарайся найти, отдать потерявшему.
• Без разрешения ничего не бери.
• Никогда не произноси плохих злых слов.
• Не будь жадным, негостеприимным.
• Не уходи от ответственности за свои поступки.
Правила вежливости
• Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
• Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
• Упавшему помоги встать.
• Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.
• Не заставляй волноваться о себе.
• Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Список использованной литературы:
1 .Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада- Воронеж: ТЦ «Учитель»,2004-207с.
2. Загик Л. В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое обществоРоссии,2007-176с.
4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва,2004г.
5. Семанака С. И. «Уроки добра»-М. ,2004г.
6. ФесюковаЛ. Б. Беседы по картинкам (Чувства. Эмоции.) демонстрационный материал, Из-во ТЦ «Сфера», 2006г.
7. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей»,Книголюб, Москва,2004г.
8. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога, Ростов-на-Дону,2005г. 8.
9. www.detsij-dvorik.ru (Портал для детей и взрослых)