Елена Старичкова
Проектирование совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Четыре стихии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.
Задачи:
1. расширять представление о явлениях окружающего мира;
2. рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;
3. развивать умение наблюдать,анализировать,сравнивать,обобщать;
4. воспитывать уважительное отношение к миру,природе.
Вид: познавательно–исследовательский
Срок реализации: средней продолжительности, с 23.03 – 15.04, 3 месяца
Механизм проекта: соответствует образовательным областям, см. таблицы
Публикация «Проектирование совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста „Четыре стихии“» размещена в разделах
Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый результат: сформированность знаний о неживой природе, проведение командной игры-развлечения «Счастливый случай»
Комплексно-тематическое планирование на 23.01-12.02 Проект «4 стихии. Вода»
Коммуникация:Свободное общение:«Кто обитает в воде?»,«Вода вокруг нас»,«Вода–это жизнь»,«Почему воду нужно беречь?» Познание:Беседы:«Природная стихия–вода»(основы знаний о природной стихии);«Волшебница Вода»(три основных состояния,«Вода – наше богатство»(где используется, кому нужна,«Берегите воду»(водоохрана,очистные сооружения,«Круговорот воды в природе» (свойства воды);Рассматривание:атласа–карты Земли,глобуса;иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ,лед/снег,с различными видами водоемов. Опыты:«прозрачная вода»,«вода принимает форму»,«замерзшая вода»,«тающий лед»,«водяная мельница»,«звенящая вода»,«вода растворяет некоторые вещества,окрашивается»,«вода/снег/лед»(сравнение свойств)Загадки, поговорки, стихи о воде.
Социализация:Просмотр и обсуждение компьютерных презентаций о воде, различных её состояниях. Рассказ экскурсовода музея. Труд: Рассказ «Профессии,связанные с водной стихией»Безопасность:Беседа:«Не зная броду,не лезь в воду»Художественное творчество:Рисование:«Этот загадочный подводный мир»,«Это волшебная вода»(портрет воды,«Что нам вода»профессии,«Где живет вода»(плакаты в защиту рек и воды,«Рыбки»(восковыми мелками);Лепка: «Смешные капельки»,«Чудесные снежинки»;
Аппликация:«Капля к капле – будет озеро»,«Снежинки»;Конструирование: «Круговорот воды»Музыка:Слушание звуков природы. Гудова «Гром и дождь»,Ю. Барский «Дождь»,песня «Осень» Арутюнов,песня «Осень» Гомонова,песня «Волшебная песня о воде»,"Волшебное озеро” муз. Лядова,«Аквариум» К. Сен-Санс,«Дождик» Г. Свиридов,«Золотые рыбки» Р. Щедрин,песня Ю. Слонова «Будем моряками»,В. Павленко «Капельки»;Физкультура и здоровье:Гимнастика пловцов,моряков. Подвижные игры:«Ручеек»,«Лягушки и цапля»,«Удочка»,"Караси и щука»,«Переправа»,Беседа «Значение воды в жизни человека»
Книжный уголок:А. Ефремов «Капля,речка,океан»,А. Таран «День в море»,А. Введенский «Река»,В. Иваненок «Домик в море»,«Почему вода в море соленая?» карельская сказка,Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка»,«Волшебница вода»,«Как люди обидели реку»,С. Погореловский «Родник»,сказка «Метелица» братья Гримм,А. Барто «Снег»,А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет»,И. Токмакова «Дождик»,С. Я. Маршак «Кораблик»,А. Барто «Любитель-рыболов»,Б. Житков «Наводнение»,А. Толстой «Акула»,русские народные сказки «Снегурочка»,«Заюшкина избушка», Н. Николаенко «Дождик-душ»,и т. д. ;Оформление альбома/экспозиции с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (опыты выполненные детьми в группе, и с родителями дома, различные проявления воды, и т. п.)Совместное изготовление атрибутов к играм «Моряки»,«Исследователи морских глубин»;создание атрибутов к постановке сказок «Заюшкина избушка»,«Почему вода в море соленая?»; разрезные картинки,«Живое - неживое»;создание мини-выставки «Водные источники в природе»,«Природные явления;выставки детских работ.
Взаимодействие с семьейНаблюдения и опыты с родителями,разработка маршрутов выходного дня,создание книжки-малышки
Комплексно-тематическое планирование на 13.02-04.03 Проект «4 стихии. Огонь»
Коммуникация:Свободное общение:«Дым в квартире»,«Безопасный праздник:петарды и т. п.»,«Сестра обожгла палец»,«Найди дома огнеопасные предметы»,«Огонь – чудо природы».Познание:Беседы: «Стихия - огонь»,«Огонь – друг» ,«Огонь – враг»,Наблюдения:за горящей спичкой,свечой,за лампой,фонариком;за солнцем,молнией,стихи,загадки,пословицы об огне
Социализация: Просмотр и обсуждение компьютерных презентаций об огне, различных его проявлениях. Труд:Рассказ пожарного. Рассказ:«Профессия - пожарный» Безопасность:Беседы: «Обращение со спичками,с газовой плитой»;«Правила пользования электроприборами»;«Как вызывать пожарную охрану»;Рисование: «Кошкин дом»,«Костер»,«Свеча»,«Солнце»,«Вулкан»;Лепка: «Пожарная машина»,«Свеча»;Аппликация: «Горящий костер», «Свечи»,«Пожар»,«Пожарная машина» Музыка:Слушание:звуки огня,Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер»;Разучивание: «Песни о пожарных» В. ВитлинаФизкультура и здоровье:Гимнастика пожарных;Подвижные игры:«Пожарные»,Беседа:«Солнечные ожоги», «Солнечный удар»
Книжный уголок:А. Гайдар «Горячий камень»,Вациетис О. "Спички", Гардернес Э. "Старший брат",«Два огня» русская легенда, Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б. ,"Пожар в море", Житков Б. ,"Дым",загадки, скороговорки, пословицы,Маршак С. ,"В старину Москва сгорела",«Огонь и человек» марийская народная сказка «О том, как люди узнали про огонь» австрийский миф, Смирнов О. "Степной пожар»,"Как обращаться с огнем?","Спички", Толстой Л. "Пожар" ,"Пожарные собаки", Хоринская Е, "Спички - невелички" ,«Вредные советы" Г. Остера (отрывки о пожаре, С. Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»
Оформление альбома/экспозиции с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе, «Огонь – друг, огонь –враг»;совместное изготовление атрибутов к играм «Пожарные»;создание атрибутов к постановке сказок «Кошкин дом»,«Два огня»;разрезные картинки, «Живое - неживое»,«Лото»,игры – лабиринты;создание мини-выставки «Пожарные машины»;выставки детских работ.
Взаимодействие с семьей:разработка маршрутов выходного дня,создание книжки-малышки.
Комплексно-тематическое планирование на 05.03-25.03 Проект «4 стихии. Земля»
Коммуникация:Беседы:«Кто трясет Землю?»,«Как разрушаются горы?»,«Зачем нужна почва?»,«Человек и земля» Познание:Беседы:«Поверхность Земли»,«Мир минералов»,«Подземные сокровища»,«Полезные ископаемые»,«Огнедыщащие горы–вулканы»,«Горы и равнины»,«Такая разная почва»,«Царство песка» Наблюдения и опыты: «Какие камушки?»,«Можно ли менять форму глины и камня?»,«Песочная страна»(свойства песка,«Сравним свойства глины и песка»,«Цветной песок»,«Откуда взялись острова?»,«Как происходит извержение вулкана?»,«Как появляются горы?»стихи, загадки, пословицы о земле Социализация: Просмотр и обсуждение компьютерных презентаций о земле/почве. Рассказ о труде геолога, шахтера. Рассказы о спелеологах, альпинистах. Посадка огорода на подоконнике (лук)Безопасность:Беседа «Польза-вред» (о камнях)Художественное творчество:Лепка из глины различных фигурок (по мотивам Дымковской игрушки,по сказке «Три медведя» + театрализация, из теста «Горы».Аппликация «Каменный сад» (из камней,коллаж «Почва/пестрый глобус», «Царство песка».Рисование «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж» Музыка:Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы»,«Хру-стальная статуэтка»,«Гномы в подземном царстве»(муз. В. Самойлова, «Шествие гномов» Э. Грига;Физкультура и здоровье:П/и «Мы-песчинки»,«Разрушение горы»,Беседа: «Стихийное бедствие - земле-трясение»
Книжный уголок: Наби Хазри «Спят ли горы?»,П. Бажов «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»,Н. Байрамов "Узоры на песке",Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»,В. Бианки «Лис и мышонок»,Н. Рыжова «О чем шептались камушки?» Оформление альбома/экспозиции с фотографиями, иллюстрациями, рисунками («Пестрый глобус» (различные виды почвы;совместное изготовление атрибутов к играм «Пожарные»;создание атрибутов к постановке сказок «Серебряное копытце»,«Дюймовочка»; дидактические игры «Ящик ощущений»,«Вершки-корешки»,«Запрещается - разрешается»,«Да–нет»,разрезные картинки,«Живое-неживое»,«Лото», игры – лабиринты;создание мини-выставки «Изделия из камня»,«Песочные картины»;выставки детских работ.
Взаимодействие с семьей:Разработка маршрутов выходного дня,
посадка растений и наблюдение
Комплексно-тематическое планирование на 26.03-15.04 Проект «4 стихии. Воздух»
Коммуникация:Беседы:«Зачем нужен воздух?»,«Воздух-невидим-ка»,«Какая бывает погода?»,«Растения-легкие Земли»,«Какой воздух в нашем городе?»,«Какой воздух в деревне?»Познание:Беседы: «Воздушная оболочка Земли»,«Настроение атмосферы»(погода,«Облака и осадки»,«Плывут по небу облака»,«Воздух-непоседа»,"Жара и холод», «Удивительное небо»(радуга, полярное сияние,«Когда бушует стихия», «Характер атмосферы»,«Атмосфера и человек» Опыты и наблюдения: «Воздух имеет массу»,«Воздух занимает место»,«Воздух повсюду», «Воздух работает»,«Свойства воздуха»,«Почему дует ветер?» стихи, за-гадки, пословицы о воздухе Социализация:Просмотр и обсуждение компьютерных презентаций о воздухе,ветре,погоде. Труд: Рассказ о труде метеоролога. Презентация «Разбушевавшаяся стихия» Конструиро-вание:вертушка,воздушный змей,парашюты,бабочки,флюгер. Аппликация: «Облака-белогривые лошадки»,«Бежит,бежит кораблик»,«Старт ракеты»
Рисование:«Такая разная погода»,«Радуга-дуга»,«Полет к неведомым планетам»Лепка:«Птицы»,«Самолеты»,«Ракеты» Музыка:Слушание: звуков ветра,музыки ветра (колокольчики)Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»;Беседа о роли воздуха в создании музыки;Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».Физкультура и здоровье:Гимнастика будущих космонавтов. П/и «Самолеты»,«Пузырь»,Беседа-презентация «Загрязнение атмосферы»
Книжный уголок: С. Маршак «Что мы сажаем?»,Э. Мошковская «Мой замечательный нос»,Л. Николаенко «Бумажная вертушка»,И. Даренский «Веселые качели»,М. Карем «Мой змей»,«Никто не видел ветер»,Н. Носов «Авария» Оформление альбома/экспозиции с фотографиями, иллюстрациями, рисунками:«Настроение атмосферы»,«Мир воздуха»;
совместное изготовление атрибутов к играм «Космонавты»;создание атрибутов к постановке сказок;дидактические игры «Да–нет»,разрезные картинки,«Живое-неживое»,«Лото»,игры–лабиринты. «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»;создание мини-выставки «Игрушки – мобили»;выставки детских работ.
Взаимодействие с семьей Разработка маршрутов выходного дня,изготовление игрушек-мобилей.