Виктория
Проектирование образовательного процесса с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности. Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для всех», это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Публикация «Проектирование образовательного процесса с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Во ФГОС написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Условия инклюзивного обучения детей с ОВЗ это: создание соответствующего образовательного пространства, программно-методического обеспечения, предметно-развивающей образовательной среды, дидактического обеспечения. Исходя из этого, работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей социальной адаптации.
В работе стараюсь обеспечить вариативность и разнообразие форм взаимодействия с воспитанниками с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья. Работая с детьми по формированию познавательной активности, использую такие приемы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, а также: моделирование ситуаций с участием персонажей, индивидуально-личностное общение с ребенком, поощрение самостоятельности, побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности, оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.
Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются познавательные занятия, совместная исследовательская деятельность, наблюдение и труд в уголке природы, совместная деятельность по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы, просмотр видеофильмов с познавательным содержанием, использование аудиозаписей, самостоятельная деятельность детей. Использование ноутбука помогает в работе с подгруппой детей и в индивидуальной работе.
Использование метода проекта позволяет наиболее полно осуществлять подход к каждому воспитаннику. Основным критерием для выбора темы, т. е. содержания, а также видов деятельности служат интересы и потребности детей, традиционные и культурные события сада, города, страны, климатические условия. Обязательно учитываю возрастные возможности. При организации детской проектной деятельности, осуществляю сетевое взаимодействие. Наработанный содержательный тематический материал становится частью развивающей среды группы.
Среди воспитанников высокий процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий. Основным направлением коррекционной деятельности является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий в образовательном процессе использую дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (ребристые дорожки, тактильные коврики). Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда. В развивающую среду групп внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики.
Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
В работе использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Осуществляю индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Помогаю детям установить дружеские отношения в коллективе. Также для обеспечения эмоционального благополучия использую в воспитательно – образовательном процессе технологию «Утро радостных встреч».
Для развития познавательных процессов и эмоционального мира использую следующие образовательные технологии, методики, программы: «Коррекционно- развивающие занятия в старшей группе» В. Л. Шарохина. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» Катаева Л. И. «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» автор-составитель Пазухина И. А. «Развитие личности в детском саду» Добина Н. И.
«…Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» - это одно из обязательных условий успешной реализации Программы дошкольного образования («Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»). Вся работа проводится при взаимодействии с родителями. Взаимодействие предполагает диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Выстраивая взаимоотношения с родителями, использую разные формы взаимодействия: беседы, дни открытых дверей, папки-передвижки, стенды, опросы, тесты, анкетирование, совместные досуги, традиционные праздники, выставки, проекты, экскурсии, ярмарки.
В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей в условиях ДОУ использую наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, беседы.
Цель скоординированной работы коллектива ДОУ и родителей — реализация программы развития, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
АОП разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, об окружающем, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания
Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.