Ирина Волженцева
Проект «Золотой ключик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад № 196 «Берёзка» компенсирующего вида г. Саратова
КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Подготовил: Воспитатель средней логопедической группы «Солнышко» Волженцева И. Ю.
Паспорт проекта «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Актуальность:
Публикация «Проект „Золотой ключик“» размещена в разделах
•В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
•Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется вложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало и получает огромное эмоциональное удовольствие.
•Поэтому у меня возникла идея – создания проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цель:
Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.
И знакомство с детской художественной литературой
Задачи:
- упражнять детей в чётком произношении слов;
-развивать творческую фантазию;
-знакомство с различными видами театра;
-создание предметно-развивающей среды для применения развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
- знакомство с детской художественной литературой;
-приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
ВИД ПРОЕКТА:
Долгосрочный, коллективно - творческий (9 месяцев)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети средней логопедической группы «Солнышко» и их родители, воспитатели группы, учитель - логопед группы.
Ожидаемый результат
-улучшение речи воспитанников, благодаря театрализованной деятельности;
-расширение кругозора, пополнение словарного запаса;
-развитие творческой фантазии воспитанников;
-создание предметно-развивающей среды для театрализованных игр;
-активное участие в проекте родителей посредством сотрудничества с детьми, сотрудничество педагогов и родителей.
Основа проекта:
Основным видом деятельности на протяжении всего проекта является игровая деятельность детей, используются разнообразные театрализованные игры, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Нельзя не отметить и то, что для успешной реализации задач проекта ребятам очень помогают умения и навыки приобретённые ими в процессе непосредственной деятельности по речевому, познавательному, социальному, математическому, физическому развитию и изобразительному искусству. С помощью приобретаемого опыта ребёнок становится интересным собеседником, партнёром по играм, театральным постановкам, источником новых знаний для своих товарищей.
Этапы и сроки проведения проекта «Золотой ключик»
Первый этап подготовительный (с 01.09.2014г. по 31.10.2014г.)
-подбор материала (картинок, оборудования для различных видов театра) для бесед, игр, различных постановок;
-беседы с родителями о необходимости их участия в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;
-анкетирование родителей;
-сбор полезной информации для родителей и воспитанников.
Второй этап основной (с 05.10.2014г. по 31.03.2015г.)
-театрализованные игры;
-работа над культурой и техникой речи;
-знакомство детей с различными видами театра;
-ознакомление детей с русскими народными сказками, разыгрывание спектаклей по этим сказкам с помощью различных видов театра;
-знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разыгрывание отрывка из сказки с помощью настольного театра;
-знакомство со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка» разыгрывание с детьми отрывка из сказки с помощью кукольного театра;
-знакомство со сказкой Г. Х. Андерсрна «Дюймовочка» разыгрывание отрывка из сказки с помощью конусного театра;
-знакомство со сказкой К. И. Чуковского «Муха Цокотуха» разыгрывание отрывка из сказки с помощью театра мягкой игрушки;
-мастер класс по изготовлению настольно-конусного театра;
-организация совместно с родителями мастерской «Сказка своими руками» для изготовления различных видов театра.
Третий этап заключительный (с 01.04.2015 по 29 05 2015 г.)
-работа над спектаклем «Репка»;
-изготовление совместно с родителями воспитанников костюмов и декораций к спектаклю;
-показ спектакля младшим группам.
Творческие приёмы и методы:
-ситуация проживания;
-противоречий и доказательств;
-ассоциаций;
-коммуникативные (диалогическое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание.);
-организация творческого поиска;
-аналогий;
-просмотр мультфильмов;
-слушание аудиозаписи;
-словесное рисование;
-хоровое и индивидуальное пение;
-нетрадиционные методы рисования и аппликаций;
-коллаж из сказок;
-релаксация;
-музыкотерапия.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Воспитатели:
•Подбирают музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально – речевых связей.
•Подбирают пьесы для постановки с детьми.
•Совместно с учителем-логопедом разрабатывает сценарии спектаклей.
Учитель-логопед:
*Планирует познавательно – речевую и театрально – игровую деятельность детей
•Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений для развития речи.
•Отбирает методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, готовят костюмы для спектаклей.
Итог проекта:
-благодаря театрализованной деятельности улучшилась речь воспитанников,расширился их кругозор и пополнился словарный запас;
-в группе появилась предметно-развивающая среда для театрализованных игр;
-совместное участие в проекте родителей педагогов и детей помогло наладить дружеские отношения, найти общие интересы, работа над проектом была интересна всем.
Список литературы:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей детского сада [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
2. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О. Л. - М. : Просвещение, 1994. – 128с.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).