Виктория Мещерякова
Проект «Золотая хохлома» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕПЫШ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «Крепыш»)
Педагогический проект
«Золотая хохлома»
Сроки реализации: с 17.03-03.12.2021 года
Авторы проекта :
Мещерякова Виктория Алексеевна, воспитатель
Ноябрьск
2021 год
Содержание проекта :
1. Введение.
1.1. Обоснование актуальности.
1.2. Цель и задачи проекта.
1.3. Принципы реализации проекта.
Публикация «Проект „Золотая хохлома“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
2. Проектная часть.
2.1. План мероприятий проекта.
3. Заключение.
3.1. Ожидаемые результаты.
3.2. Перспективы дальнейшего развития проекта.
4. Информационные ресурсы.
5. Приложение
1. Введение
Детский сад является первой ступенью знакомства дошкольников с национальной культурой, традиционными ценностями нашей Родины. В современном мире очень важно познакомить детей с возникновением, развитием и особенностями нашей традиционной народной культуры, а именно с народными промыслами России. С русским народным творчеством необходимо знакомить детей с самого раннего возраста. Живопись и декоративно- прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.
1.1. Обоснование актуальности
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому, для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также для развития творческих способностей, необходимо проводить углублённую работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Было решено познакомить детей с народным промыслом, а именно - хохлома. Русский фольклор, мастерство народных умельцев- лучший путь для творческой активности детей, обогащения словаря, познавательного развития. И именно знакомство с народной культурой сможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научит любоваться красотой. Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный настрой для формирования у детей ценностного отношения к родной культуре, дает ощутить гордость за нашу страну, богатую славными традициями.
1.2. Цели проекта :
• Пробуждать в детях первые яркие представления о культуре своей страны;
• Познакомить с видом народного промысла- хохлома.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с историей хохломской росписи;
• Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи;
• Развивать у детей умение создавать композицию, размещая детали на заданной площади;
• Воспитывать интерес к искусству народных мастеров;
• Способствовать возрастанию заинтересованности родителей в совместном сотрудничестве;
Гипотеза:
Если познакомить детей с народным промыслом "Хохлома", то это заложит в них первые яркие представления о культуре своей страны.
1.3. Принципы реализации проекта :
- доступность (учёт возрастных особенностей детей);
- систематичность и последовательность (постепенная подача материала от простого к сложному; часто повторение усвоенных знаний);
- наглядность и занимательность (предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым с элементами сюрприза);
- динамичность (интеграция проекта в различные виды деятельности);
2. Проектная часть
2.1. План мероприятий проекта
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный «Ознакомительный» : 17.11.-19.11.2021 г.
2 этап – практический «Реализация» : 20.11.-01.12.2021 г.
3 этап – итоговый «Обобщающий» : 02.12.-03.12.2021 г.
План мероприятий по реализации проекта «Золотая хохлома»
№ Мероприятия Сроки реализации
I. Подготовительный этап
1 Изучение литературы и методических пособий по теме проекта 17.11. - 19.11.2021 г.
2 Анализ предметно-пространственной среды группы 17.11. - 19.11.2021 г.
3 Анкетирование родителей (приложение 1) 18.11.2021 г.
4 Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта (опрос) 19.11.2021 г.
5 Подведение итогов анкетирования родителей, анализ данных об уровне родительской компетенции по данной теме 19.11.2021 г.
II. Практический этап
1 Корректировка календарно-тематического плана с целью максимального использования необходимого материала в режимных моментах 20.11-01.12.2021 г.
2 Реализация проекта в работе с детьми
Чтение Хохломской сказки. Презентация "Народные промыслы России. Хохлома" 22.11.2021 г.
Прослушивание русских народных песен, разучивание потешек по теме "Хохлома", рассматривание иллюстраций 23.11.2021 г.
Дидактическая игра "Один - много" 24.11.2021 г.
Музыкальные, хороводные игры 25.11.2021 г.
Дидактическая игра "Собери матрешку" 26.11.2021 г.
Рисование "Расписная ложечка для мишутки" 29.11.2021 г.
Театрализованная деятельность с элементами художественного творчества "Рукавичка" 30.11.2021 г.
Аппликация "Укрась тарелочку" 01.12.2021 г.
Рассматривание посуды в мини - музее 02.12.2021 г.
3 Реализация проекта в работе с родителями
Привлечение родителей к созданию мини - музея "Золотая хохлома" 20.11.2021-03.12.2021 г.
Помощь в подборе материала для лепбука 20.11.2021-03.12.2021 г.
III. Итоговый этап
Анализ достижения целей и полученных результатов 02.12.2021-03.12.2021 г.
Презентация проекта 09.12.2021 г.
3. Заключение
3.1. Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта :
Дети:
• Узнают историю хохломской росписи;
• Научатся рисовать простейшие элементы хохломской росписи;
• дети смогут создавать композицию, размещая детали на заданной площади;
• Проявят интерес к искусству народных мастеров.
Родители:
• Активно включатся в жизнь детского сада: примут участие в пополнении мини- музея "Золотая хохлома", подборе материала для лепбука.
3.2. Перспективы дальнейшего развития проекта
На основе данного материала планируется укреплять у детей полученные знания о народном промысле "Хохлома".
Вывод
Дети познакомились с предметами старинного промысла- хохлома, узнали историю происхождения. Посредством бесед, рассматривания расписной посуды, НОД (аппликация, рисование, подвижных, хороводных игр дети получили первые яркие представления о культуре своей страны.
Декоративно- прикладное искусство приобщает к культурно-историческому
наследию своего народа, передаёт красоту родного края, прививает
художественный вкус и помогает гармоничному развитию личности.
4. Информационные ресурсы
1. Гринин Л. Е. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 - 7 лет. Изд. : Учитель, 2019 г.
2. Жегалова С. Росписи хохломы. Изд. : Детская литература, 1991 г.
3. Яркие узоры. Изд. : Малыш, Москва, 1986 г.
Приложение 1
Анкета "Народное искусство в жизни вашей семьи"
Уважаемые родители! Для подготовки и проведения детского проекта "Золотая хохлома" просим заполнить данную анкету. Ваши ответы помогут нам наиболее эффективно и плодотворно организовать работу по приобщению детей к русской национальной культуре.
1. Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?
ДА НЕТ Не уверен Другой вариант ответа: ___
___
2. Какие виды народного искусства Вы знаете?
___
3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
___
4. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, матрешки, Дымковские игрушки и т. д.? ___
___
5. Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?
Каждый день По выходным Редко Не читаю
Другой вариант ответа: ___
6. Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?
ДА НЕТ Другой вариант ответа: ___
___
7. Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?
ДА НЕТ Другой вариант ответа: ___
___
8. Готовы ли Вы поучаствовать в создании мини-музея в группе на тему «Золотая хохлома»? Какую помощь можете оказать?
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение 2
Театрализованная деятельность с элементами художественного творчества "Рукавичка"
Цель: - Учить внимательно, следить за сюжетом сказки, досмотреть её до конца.
- Вызывать чувство сопереживания героям, желание помочь.
Задачи: - Учить правильно и аккуратно работать с кистью.
- Самостоятельно продумать и украсить свою рукавичку.
Оборудование: заготовки рукавичек на каждого ребенка; кисти, краски; игрушки : мышка, лягушка, зайчик, волк, медведь.
Ход театрализации:
Рассказчик: Здравствуйте, мои друзья. Всех вас рада видеть я. Хочу вам сказку рассказать. И пора ее начать.
Кто-то по лесу гулял, Рукавичку потерял. Мышка по лесу бежала, Рукавичку увидала!
Мышка: Рукавичка, Рукавичка, Кто в рукавичке живёт?
Рассказчик: Мышка в домике живёт, мышка песенку поёт, Тихо песенку поёт, Слышит, кто-то к ней идёт!
Лягушка – квакушка: Рукавичка, Рукавичка, Кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка, Пусти меня с себе жить.
Рассказчик: Стали они вдвоём жить - поживать. А по тропочке лесной серый зайка шел, домой Рукавичку увидал, в дверь тихонько постучал.
Зайчик: Рукавичка, рукавичка! Кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка - квакушка! А ты кто?
Зайчик: А я зайчик - побегайчик! Пустите меня к себе жить?
Рассказчик: Стали они втроём жить – поживать. И по лесу волк ходил, по тропиночкам бродил. Рукавичку увидал, в дверь тихонько постучал.
Волк: Рукавичка, Рукавичка! Кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Зайчик: А я зайчик - побегайчик! А ты кто?
Волк: А я волчок - серый бочок! Пустите меня к себе жить?
Рассказчик: Стали они вчетвером жить-поживать. Мёрзнет Мишка - косолапый, Мёрзнет нос, и мёрзнут лапы.
Медведь: Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Зайчик: Я зайчик - побегайчик!
Волк: А я волчок - серый бочок! А ты кто?
Медведь: А я мишка – косолапый! Пустите меня к себе жить?
Звери: Нет, Мишенька, нам самим тут место мало.
Рассказчик: Но медведь не послушал зверей и залез в рукавичку. Затрещала Рукавичка. Разбежались все зверюшки. Пусто стало в Рукавичке.
Тише, тише не шумите
Успокойтесь, отдохните.
Вижу, вам понравилось, в рукавичке жить?
Вместе, дружно весело время проводить?
Так как стало тесно вам,
Рукавичку сделай сам!
Физминутка:
Разбежались по лужайке,
Мишки, лисоньки и зайки, (ходьба на месте)
Стали весело кружиться
Раз - прыжок, два - прыжок
Отдыхай и ты, дружок!
Дети приступают к художественной деятельности. После рассматривают свои рукавички.
Рассказчик:
Пришло время расставаться
И с героями прощаться,
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости ждать.
Приложение 3
Рисование "Расписная ложечка для мишутки"
Цель: Формирования представлений о хохломской росписи у детей младшего дошкольного возраста на примере деревянной ложки.
Задачи: -Развивать умение создавать элементы узора по мотивам хохломской росписи.
-Развивать внимание, любознательность, фантазию и творческое воображение.
Оборудование: игрушка - медведь; волшебный мешочек с деревянными хохломскими ложками; заготовки ложек на каждого ребенка; краски, кисти.
Ход занятия: В гости к ребятам приходит мишутка.
Дети: Здравствуй, мишутка!
Мишутка: Здравствуйте, ребята! Я бы вас обнял, вот только лапы у меня липкие от меда.
Воспитатель: Мишутка, разве ты не знаешь, что руками кушать нельзя? Ребята, подскажите - чем мы кушаем? (ответы детей) У меня есть волшебный мешочек, но чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадку
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется. (Это ложка).
Верно, это ложка (демонстрирует расписную деревянную ложку).
А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая? (деревянная)
Дети рассматривают расписные ложки.
- Сколько ложек? (Много) Чем они отличаются от простых ложек?
Дети сравнивают простые и расписные ложки. Высказывают свое мнение.
- Что изображено на ложке? Чем они украшены? Какими узорами? (Клубничка, листочки)
- Какого цвета эти узоры? (красные, зеленые, черные, золотистые)
- Роспись, которой украшены эти ложки, называется хохлома. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой».
Давайте поможем мишутке и его братьям медвежатам, чтоб они не ели мед лапами?
Дети: Да!
Физминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (присесть на корточки)
Ягоды рябинки (собираем ягодки)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки вытянуть вперед, через стороны опустить вниз)
Дети проходят на свои места и расписывают шаблоны ложек.
Мишутка: Какие вы молодцы! Какие у вас красивые ложки получились! Спасибо, ребята, теперь наши лапы будут чистые! До свидания!
Приложение 4
Аппликация "Укрась тарелочку"
Цель: Развивать интерес детей к Народно - прикладному искусству.
Задачи: - Развивать у детей умение создавать композицию, размещая детали на заданной площади; - Воспитывать любовь и уважение, желание порадовать, создав что-то красивое; - Воспитывать аккуратность при проведении аппликации.
Ход занятия: Воспитатель :
Ай, чи – чи, чи – чи, чи – чи!
Сидит заяц на печи.
В барабан играет,
В гости зазывает!
Воспитатель:
-Ну что, ребята, пойдем в гости к зайчику? (Пойдем)
Воспитатель: Вот мы и пришли к зайчику! Ой, ребята, посмотрите, какой он грустный. Почему-то плачет. Давайте узнаем почему.
А вот какая с ним беда приключилась: сегодня у нашего зайчика День рождения и он хотел помочь маме накрыть на стол. Взял поднос с тарелками, но не понес их бережно, аккуратно, а побежал, упал, и все тарелки разбились.
-Давайте поможем зайчику? (Да)
- Посмотрите, вот у меня есть такие тарелки, ложки украшенные хохломой (показ иллюстраций).
Воспитатель: Ребята, послушайте:
Красный, черный, золотой –
Росписи фон основной.
Дивный красоты узор
Завораживает взор.
Листья, ягоды, цветы,-
Это роспись Хохломы!
Как вы думаете, зайчику нравятся как украшены тарелки? (Да) Что на них нарисовано (Ягодки) Какого цвета узор на тарелках? (Красный, желтый, зеленый) -Мы тоже с вами можем сделать много таких тарелок, но сначала поиграем.
З айка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Вот так и вот так
Надо лапоньки погреть!
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать.
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать.
Дети садятся за столы. На столе заготовки тарелочек и готовые детали из цветной бумаги. Сначала без клея распределяем детали на тарелочке. Берем кисточку, макаем кончик кисточки в клей и приклеиваем детали.
Воспитатель: Посмотрите, ребята – пустой стол, давайте поставим свои тарелочки. Какой он у нас получился праздничный, красивый. Наши тарелочки обязательно понравятся маме зайки и гостям. И вечером он пригласит гостей на свой День рождения.
В старину всегда после хорошей работы люди отдыхали, веселились, водили хороводы, и я хочу пригласить вас в хоровод.