Гребнева Наталья Сергеевна
Проект «Знакомство с органами артикуляции. Веселая артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Знакомство с органами речевого аппарата.
Веселая артикуляционная гимнастика»
Наименование проекта «Знакомство с органами речевого аппарата.
Веселая артикуляционная гимнастика»
Публикация «Проект „Знакомство с органами артикуляции, Веселая артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Проблема проекта : Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является расстройство подвижности органов артикуляционного аппарата. Без восстановления нарушенных функций нельзя надеяться на исправление речевого дефекта. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В настоящее время эта проблема очень актуальна, так как количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Актуальность проекта : Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика является одной из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной и понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Участники проекта Дети с ТНР старшей группы комбинированной направленности, учитель–логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта Сформировать у детей, воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников и создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи проекта Задачи для детей :
Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. Знакомство с органами артикуляции;
Выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции;
Подгрупповое разучивание артикуляционных упражнений основного комплекса, индивидуальное – для постановки определенных звуков или группы звуков.
Задачи для родителей:
Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
Создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики;
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
Задачи для педагогов:
Повышение компетенции воспитателей в данной области;
Совместно с учителем-логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;
Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений;
Воспитывать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
Способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.
Задачи учителя-логопеда:
Расширять и углублять теоретические знания разделу звуковая культура речи;
Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения;
Апробировать инновационные технологии и выработать рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения;
Развивать творческую инициативу у детей, родителей и педагогов.
Сроки реализации проекта Октябрь 2022 года
Вид проекта Практико-ориентированный, познавательный.
Продукт проекта «Чудо-дерево»
Практическая значимость проекта : Возможность использования «Чудо-дерева» как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях с каждым ребенком.
Итоги проекта Для детей :
Сформированность представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.
Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей.
Использование артикуляционной гимнастики в коррекционно-воспитательном процессе, в повседневной жизни ребенка.
Освоение тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Для родителей:
Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей.
Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Для педагогов:
Осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.
Ресурсы проекта
Опираясь на алгоритм действий взрослых и детей в реализации проектной деятельности, предложенный Киселёвой Л. С., нами определены этапы проекта
1 этап проекта – подготовительный
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
Знакомство с органами артикуляции по картинкам, плакатам, пособиям, карточкам. Консультация для родителей на тему: «Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ТНР».
Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов;
Изучение методической литературы по данной теме;
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
2 этап – основной
(постановка цели проекта при совместном обсуждении, планирование и реализация проекта)
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.
Выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции через альбом артикуляционной гимнастики.
Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения конкретных звуков. Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций конкретных групп звуков. Консультации для родителей на тему: «Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка»; «Для чего нужна артикуляционная гимнастика». Включение воспитателем артикуляционных игр в коррекционно-образовательный процесс.
Изготовление картотеки артикуляционных упражнений.
Изготовление артикуляционных логопедических сказок.
Разработка рекомендаций по проведению артикуляционных упражнений.
3 этап – заключительный
(презентация, подведение итогов, определение перспектив)
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
Закрепление умений и навыков у детей по выполнению артикуляционных упражнений для губ и языка.
Увеличение объёма знаний детей о строении речевого аппарата. Получение родителями рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях через индивидуальные консультации. Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
Изготовление «Чудо-дерева»
Образовательная область Виды детской деятельности
Познавательное развитие Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей.
Развитие речи Использование артикуляционной гимнастики на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми для дальнейшей постановки звуков.
Художественно- эстетическое развитие Приобщение к художественно-эстетическому развитию посредством Логопедических сказок.
Физическое развитие Развитие осознанного отношения к своему здоровью через использование артикуляционной гимнастики.
Социально- коммуникативное развитие Развитие положительной самооценки и осознание важности функции речи.