Татьяна Русакова
Проект «Знакомство с истоками русской народной культуры» (групповой, творческий)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (групповой, творческий
Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву.
Зову тебя Россиею - единственной зову.
Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой.
Грустить с тобой Земля моя и праздновать с тобой.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство молодых людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Публикация «Проект „Знакомство с истоками русской народной культуры“ (групповой, творческий)» размещена в разделах
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Какие сказки рассказывали родители свои детям? Ответить на эти вопросы- значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе и понятнее детям…
ЦЕЛЬ:
Знакомство с истоками русской народной культуры
ЗАДАЧИ:
-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-
декоративным искусством;
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,
укладу жизни, к своему родному краю
-формировать у детей чувство причастности к духовному наследию
прошлого, чувства соприкасания с ним;
-формировать нравственные качества для установления положительных
межличностных отношений;
-создавать благоприятный психологический климата в группе,
способствовать сплочению детского коллектива.
ВИД ПРОЕКТА :
Творческий,, открытый, коллективный.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
долгосрочный (3 месяца).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети от 4 до 5 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз.
руководитель.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизнененным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок,осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание - разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений. В данном проекте представлена система духовно – нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; знакомство с русскими народными играми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Воспитанники детского сада:
- должны использовать в речи русский фольклор;
- должны знать сказочных героев, уметь сопереживать им;
- должны знать и уметь играть в русские народные и хороводные игры;
- должны знать особенности русских песен, плясок;
-должны знать историю своего края, села, семьи.
ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ:
1. Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, заклички, песни, сказки
2. Изготовление куклы- «веснянки». Создание выставки «Веснянки» в гости к нам пришли». Создание альбома «Весна, весной, о весне…»
3. Русские народные подвижные игры.
4. Театрализация русских народных сказок. Создание атрибутов к сказкам (костюмы, маски). Изготовление книжек- «самоделок» по мотивам русских народных сказок. Создание выставки «Лепим сказку своими руками»
ПЛАН РАБОТЫ
1 ЭТАП:
МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПЕСНИ.
ЗАДАЧИ:
-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, закличками, песнями;
-разучить пословицы и поговорки, заклички и песни, научить детей объяснять значение пословиц и поговорок;
-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной
жизни, заклички и песни в нужных ситуациях.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Коммуникация:
Беседа «Кто придумал поговорки?»
Разучивание пословиц, поговорок, закличек, песен. Объяснение их значений.
День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без
поговорок никуда».
2) Познание:
Рассказ «Зачем нужны поговорки?»
3)Чтение худ. литературы:
Сказы П. И. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
6)Художественное творчество :
Рассматривание и чтение книг с пословицами, поговорками.
7) Музыка:
Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен
«На горе-то калина», «Мы на ярмарку идем».
2 ЭТАП:
Изготовление куклы- «веснянки». Создание выставки «Веснянки» в гости к нам пришли». Создание альбома «Весна, весной, о весне…»
ЗАДАЧИ:
-развивать творческие способности детей в процессе изготовления кукол-«веснянок» ;
-создать выставку «Веснянки» в гости к нам пришли».
-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Коммуникация:
-Рассматривание и беседа о куклах –«веснянках»
2) Познание:
-Рассказ опроисхождении и предназначении кукол.
-Рассматривание книг и альбомов с изображением разных видов кукол
3)Чтение худ. литературы:
Сказы П. И. Бажова «Хозяйка медной горы».
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
4) Социализация:
Создание выставки ««Веснянки» в гости к нам пришли».
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
5) Труд:
«Большая стирка» в кукольном уголке.
6) Безопасность:
Беседа о правилах безопасности во время изготовления кукол.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7)Художественное творчество :
-Конструирование «веснянок»- «Кукла-скрутка»
8) Музыка: Разучивание колыбельной песни. Прослушивание колыбельных.
3 ЭТАП:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
ЗАДАЧИ:
-познакомить с русскими народными подвижными играми;
-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные
подвижные игры;
-воспитывать чувство коллективизма.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Коммуникация:
Разучивание правил русских народных подвижных игр.
2) Познание:
Рассказ «Во что играли на Руси?»
Рассматривание и чтение подборки журналов о народных играх.
3)Чтение худ. литературы:
Подборка журналов по народным играм.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
4) Социализация:
Подвижные русские народные игры.
Изготовление атрибутов для подвижных игр.
5) Труд:
Уборка атрибутов на места после игры.
6) Безопасность:
Беседа о правилах поведения во время игр.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7)Художественное творчество :
Рисование «Дети играют».
8) Музыка:
Разучивание хороводных игр.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
9)Физкультура :
Русские народные подвижные игры.
4 ЭТАП:
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
ЗАДАЧИ:
-познакомить с многообразием русских народных сказок;
-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,
выражением лица и глаз;
-развивать чувство юмора;
-вызвать интерес к театрализованным представлениям.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Коммуникация: Рассказывание русских народных сказок.
-Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок
2) Познание: Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.
3) Чтение художественной литературы: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
4) Социализация:
-Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке, придумывание сказок на новый лад
5) Труд: Уборка театральных костюмом.
6) Безопасность: Беседа о правилах поведения во время представления.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7)Художественное творчество :
-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
-Рисование «Моя любимая сказка».
-Лепка «Наши любимые сказки»
-Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских
народных сказок.
8) Музыка:
-Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.
Под редакцией А. М. Виноградовой, Москва «Просвещение»,1989г.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.
3. Играем в сказку.
О. А. Шорохова, Москва «Творческий центр», 2007г.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
5. Красна изба…
М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
6. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.
7. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных
традициях русского народа.
Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.
8. Дошкольникам о музейной культуре.
О. Г. Тихонова, Москва, 2006г.
9. Театрализованная деятельность в детском саду.
А. Е. Антпина, Москва «Творческий центр», 2003г.