Мария Грунина
Проект «Знакомство детей раннего возраста с профессиями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 29 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно – эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области».
Тема проекта :
«Знакомство с профессиями
детей раннего возраста».
Автор:
Грунина М. А.
воспитатель
МДОАУ
Детский сад № 29
Новотроицк, 2021 г.
Краткая аннотация проекта
Публикация «Проект „Знакомство детей раннего возраста с профессиями“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Направленность проекта Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями
Вид проекта Информационный
Возрастная группа группа раннего возраста
Автор проекта М. А. Грунина
Количество участников 21
Продолжительность проекта 1 месяц - проект средней срочности
Сроки реализации Февраль 2021
Гипотеза Предполагаю, что процесс формирования начальных представлений о профессии будет более эффективным в том случае, если:
- начальные представления будут строиться на материале близком, понятном и эмоционально – значимом для ребёнка с учётом взаимодействия ДОУ с родителями;
- деятельность детей по формированию начальных представлений о профессиях осуществлять систематически и планомерно.
Основная идея. Актуальность Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Поэтому необходимо дать возможность осознать ребенку, почему о нем заботятся и помогают не только родители, но и другие люди; узнать, что у каждого взрослого есть своя профессия : воспитатель, повар, врач и другие. Познакомить с самим понятием "профессия".
Цель проекта Развитие интереса и уважения к людям разных профессий
Задачи О: познакомить детей с понятием "профессия", некоторыми видами профессий; инструментами, необходимыми данной профессии;
Р: развивать познавательную активность детей, речь, память, мышление, коммуникативные умения и навыки;
В: воспитывать интерес и уважительное отношение к труду взрослых.
Ожидаемые результаты Дети разбираются в некоторых видах профессий : не только отвечают на вопросы дидактических игр, но и с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры "профессии", грамотно используя необходимые для этого инструменты.
Методы и средства реализации Беседы, наблюдения, ЧХЛ, игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, театральные игры, встречи с людьми некоторых профессий, ОД.
Продукт проектной деятельности Изготовление журнала в группе раннего возраста «Знакомство с профессиями родителей детей раннего возраста»
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются :
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Формы и методы работы с дошкольниками:
- наблюдения во время прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- образовательная деятельность;
- игры дидактические и сюжетно - ролевые.
Алгоритм ознакомления с профессией.
1. Название профессии
2. Место работы
3. Материал для труда
4. Форменная одежда
5. Орудия труда
6. Трудовые действия
7. Личностные качества
8. Результат труда
9. Польза труда для общества.
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
Этапы Сроки Виды деятельности Цель Исполнители
1 этап
подготовительный За 2 недели до начала проекта - Подбор методической литературы;
- Подбор художественной литературы;
- Изготовление и подбор дидактических пособий по теме;
- Написание конспектов ОД Методическое и информационное обеспечение проекта; планирование предстоящей работы воспитатель
2 этап
основной С 01.02.21 по 19.02.21 1) Работа с детьми (беседы, ЧХЛ, наблюдения, ОД, игры, встречи с людьми некоторых профессий – экскурсии по ДС, рассматривание иллюстраций).
2) Работа с родителями (помощь в пошиве костюмов для кукол, участие в создании фотовыставки "Знакомство с профессией") 1) Дать представление о самом понятии "профессия" и о некоторых видах профессий.
2) Заинтересовать родителей в изучении со своими детьми темы "профессии", пополнить с помощью родителей предметно-развивающую среду. 1)Работники сада (воспитатель, повар, машинист по стирке белья, дети.
2) Воспитатель, родители
3 этап
заключительный С 22.02.21 по 26.02.21 оформление журнала для детей «Знакомство с профессиями» Закрепление полученных знаний и пополнение предметно-развивающей среды в группе. Воспитатель,
дети
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 этап - подготовительный.
Дата Форма и содержание работы Цель Исполнители
18 – 19 01.2021 Подбор методической литературы Методобеспечение проекта воспитатель
20 – 21 01.2021 Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта воспитатель
22 – 26 01.2021 Изготовление и подбор дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными и дидактическими пособиями воспитатель
27 – 29 01.2021 Написание конспектов ОД Планирование предстоящих занятий воспитатель
2 этап - основной.
Дата Виды деятельности (работа с детьми, работа с родителями) Цель Исполнители
1 – 3
02.2021 Беседа с детьми "Что такое профессия?" Выяснить, знают ли дети что-либо по теме, и что было бы интересно им воспитатель
Беседа с родителями «Знакомство детей с профессиями» Дать первоначальные знания по теме. родители
4 – 5
02.2021 Беседа "Кто работает в саду?" (встреча с поваром, медсестрой, завхозом) Дать представление о том, кто кроме воспитателя еще работает в саду. Воспитатель, повар, медсестра, завхоз
Д/И "Пазлы. Профессии" Расширять кругозор, развивать внимание воспитатель
8 – 9
02.2021 Помощь в пошиве костюмов повара и врача для кукол Привлечь к пополнению предметно-развивающей среды родители
ОД "Азбука профессий. Врач и шофёр» Познакомить с профессиями врач и шофёр. воспитатель
С/Р игра "Больница" и "Кафе" Побуждать к проявлению своих знаний с помощью игры Воспитатель, дети
10.02.2021 Наблюдение за трудом дворника Продолжать знакомить детей с многообразием профессий с помощью разных форм работы. воспитатель
С/Р игра "Магазин"
ЧХЛ: С. Маршак "Кошкин дом"
11 – 12.
02.2021 Пополнение аптечки в игровом уголке Привлечь родителей к пополнению развивающей среды Родители
Д/и "Лото. Профессии" Закреплять полученные знания Воспитатель
Вечер стихов о профессиях Развивать интерес к профессиям через ЧХЛ Воспитатель
15 – 16
02.2021 Составление краткой информации ’’Моя профессия’’ Сбор информации для беседы с детьми Родители
ЧХЛ: Харенко, Ткаченко"Мамины и папины профессии. Стихи" Приобщение к худ. литературе, закрепление знаний по теме Воспитатель
Беседа на тему "Профессии моих родителей" Вызвать у детей интерес с профес-сиям своей семьи, воспитывать уважение к труду взрослых Воспитатель
17 – 18
02.2021 ОД "Азбука профессий. Мы- повара" Познакомить с новой профессией воспитатель
Наблюдение за водителями во время прогулки Развивать наблюдательность воспитатель
П/И "Мы шоферы"; С/р игра "Автобус"(на прогулке) Закреплять полученные знания с помощью игр воспитатель
19 – 20
02.2021 Консультация для родителей по теме "Профессии" : Что читаем? Во что играем? Мотивировать родителей на занятия с детьми дома Воспитатель, родители
Д/и "Что лишнее?" Закреплять знания о профессиях и инструментах Воспитатель
24.02. 2021 ЧХЛ: Н. Мягкова "Снеговик и его друзья" Закреплять знания о профессии врач воспитатель
Беседа-рассуждение "Что, если бы не было?. " Воспитывать уважение к труду взрослых, чувство значимости профессий воспитатель
25 – 26
02.2021
ОД "Азбука профессий. Мы- строители" Знакомство с профессией строитель воспитатель
Наблюдение за домами во время прогулки Расширять знания о профессии строитель воспитатель
С/Р игра "Мы -строители" Закреплять полученные знания воспитатель
ЧХЛ: рнс "Заюшкина избушка" Развивать внимание, логическое мышление воспитатель
3 этап – заключительный
Дата Виды деятельности (работа с детьми, работа с родителями) Цель Исполнители
8 – 12
02.2021 Создание фотовыставки "Знакомство с профессиями" Помощь в сборе фотографий и оформлении выставки Родители, воспитатель
День стихотворений, стихов и потешек о профессиях Закреплять знания о профессиях воспитатель
15 – 20
02.2021
Д/И "Где чей инструмент?" Закреплять знания о том, кто чем пользуется в работе воспитатель
Оформление дидактической игры Пополнение развивающей среды воспитатель
Изготовление ЛЭПБУКа для детей «Знакомство с профессиями» Пополнение развивающей среды Родители,
воспитатель
ВЫВОДЫ.
В результате данного проекта :
- у малышей появился интерес к деятельности взрослых;
- дети научились соотносить простейшие трудовые действия с какой- либо профессией, распознавать и различать инструменты труда разных профессий;
– расширились знания детей о профессиях родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
- появилось положительное отношение к результатам труда взрослых;
- научились отражать полученные знания в сюжетно-ролевых играх;
– стали развиваться и закрепляться коммуникативные навыки.
Результаты стали заметны в заключительных мероприятиях: дидактических играх, беседах и особенно сюжетно – ролевых играх, где у ребят более выражено стал выстраиваться логичный сюжет и понимание того, какими инструментами нужно пользоваться в данной игре, какие действия совершать.
Итоговым продуктом стало изготовление ЛЭПБУКа для детей «Знакомство с профессиями»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое:
1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
2. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М. Л. Семёновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017.
3. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм. -метод. Пособие. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2018.
5. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева]. – М. : Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/12/07/rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/15/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-proforientatsiya
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-po-ranney-proforientatsii
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/19/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chtenie-literatury-kak
5. https://rutube.ru/video/fbcb18ab22201b957e3d27d6e64c1837/
6. https://urok.1sept.ru/articles/501160/
7. https://dohcolonoc.ru/cons/3585-iz-opyta-raboty-detskogo-sada-po-organizatsii-proforientatsii-i-oznakomleniya-doshkolnikov-s-zheleznodorozhnym-transportom.html
8. https://www.moi-detsad.ru/konsultac125.htm
9. https://ndou82.narod.ru/prof.htm
Материально-техническое:
1. Аудиотека «Песни о профессиях».
2. Картотека стихов и загадок о профессиях.
3. Центр сюжетно –ролевых игр.
Диагностико-дидактическое:
4. Д/и «Узнай профессию».
5. Д/и «Кому что нужно?».
6. ЛЭПБУК «Профессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Конспект по социально-коммуникативному развитию в группе р. в. «Знакомство с профессиями : врач, шофер».
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие
Цель: формирование знаний детей о профессиях врач, шофёр.
Программные задачи.
Образовательная:
Продолжать знакомить детей с профессиями : врач, шофер.
Знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми.
Развивающая: Активизировать в речи детей названия профессий и инструментов.
Способствовать развитию связной речи, развивать память, внимание, воображение, двигательную активность и интегративные качества “любознательный", " активный”, “эмоционально отзывчивый”.
Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к профессиям, желание выполнять простые трудовые действия.
Словарь: врач, шофёр, шприц, градусник, таблетки, руль.
Планируемые результаты: может по просьбе взрослого рассказать о профессиях : врач, шофёр, отвечает на вопросы, проявляет активность при имитации движений, принимает участие в физминутке, в выполнении простых трудовых действий (выбирает игрушки –инструменты по профессиям).
Оборудование: Демонстрационный материал - игрушки (кукла-врач, инструменты, «волшебная коробка». Раздаточный материал - медицинские инструменты, аптечка, руль.
Предварительная работа: наблюдения за машинами и работой шофёра, рассматривания альбома “Профессии”, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, чтение художественной литературы (стихи, потешки, игры с машинами, сюжетно – ролевые игры «Больница», подвижные игры “Автомобили”, работа с ЛЭПбуком «Профессии».
Ход образовательной деятельности:
Раздаётся детский плач. Кукла лежит в кроватке. Детям нужно её найти. Идут на звук, находят.
В. : Посмотрите, ребята. Кто это?
Д. : Кукла Катя.
В. : Давайте возьмём её на ручки, поздороваемся, пожалеем и спросим, почему Катя плачет.
Д: Здравствуй, Катя. Почему ты плачешь?
В: Наша кукла говорит, что она простудилась и заболела. Теперь она плохо себя чувствует. Ой, что же делать? А вы знаете, кто может помочь вылечить нашу Катю?
( Д: доктор, врач)
В: А кто это – врач? ( Д: Тот, кто лечит.)
В: А где он работает? (В больнице)
В: Как врач лечит? Что делает?
Д: Ставит градусник, слушает, даёт лекарства, витамины, делает уколы.
В: Во что одет врач? ( Д: Одет в белый халат)
В: Ребята, давайте позвоним врачу и попросим приехать к нам, чтобы вылечить нашу Катю. (Да) Звоним: Здравствуйте, у нас заболела Катя. Она простудилась. Пожалуйста, приезжайте к нам скорее и вылечите её.
В: Детки, пока мы ждём врача, давайте расскажем Кате, что нужно делать, чтобы не заболеть.
Д: Кушать овощи и фрукты, гулять, заниматься спортом.
В: Как мы занимаемся спортом? Давайте покажем Кате.
Физминутка «Для здоровья».
В: Ребята, приехал врач. Он так к нам спешил, так быстро собирался, что даже перепутал свои инструменты с чужими. Поможем ему разобраться? (Да)
Игра «Волшебная коробочка».
В: Мы собрали аптечку врача, а теперь давайте поможем ему вылечить Катю. (Приглашается ребёнок, ставит градусник, слушает, делает укол). Молодцы, детки, и врачу помогли.
Катя: Мне теперь гораздо лучше, спасибо вам большое, ребята, вы мне очень помогли, вы меня вылечили. Теперь я хочу домой к бабушке и дедушке.
В: Ребята, отвезём Катю домой на автобусе? (Да) А кто же управляет автобусом? (Шофёр) Что ему для этого нужно? (Руль) (Приглашается ребёнок, берёт руль, становится впереди)
Физкультминутка «Машина».
«Машина, машина идет, гудит
В машине, в машине шофер сидит
Би-би-би, би-би-би.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина - стой!
Би-би-би, би-би-би».
В: Вот и приехали. Смотрите, Катю ждут бабушка и дедушка. Давайте поздороваемся и расскажем, что произошло с Катей. Почему Катя к нам пришла?
- Заболела, простудилась.
- Кого мы пригласили лечить Катю?
- Врача.
- Как он её лечил?
- Мерил температуру, слушал, сделал укол.
- А на чём привезли Катю домой?
- На автобусе.
-Кто управлял автобусом?
- Шофёр.
Молодцы, ребята, вы сделали хорошее дело, помогли кукле Кате. Спасибо вам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Центр сюжетно – ролевых игр в группе раннего возраста.
Парикмахерская.
Больница.
Магазин.
Семья.
Сюжетно – ролевые игры.
Автомобиль
Автобус
Подвижная игра
Паровозик
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Мониторинг уровня познавательного интереса у детей раннего возраста в ходе проектной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Итоговый продукт проектной деятельности.