Наталья Тишина
Проект для детей от 4 до 5 лет «Зимушка-зима»
Авторы проекта – Кулюкина Н. Ев., Тишина Н. М., воспитатели группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет №1 «Пчёлки» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»
Целевая группа – воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет №1
Время реализации: с 2.12. 2018 по 28.02. 2019.
Проект :
по доминирующему методу - практико – ориентированный;
по характеру контактов – открытый;
по количеству участников – групповой;
Публикация «Проект для детей от 4 до 5 лет „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
по продолжительности - долгосрочный;
предмет исследования: время года «зима.
В работе над проектом участвуют :
дети 4-5 лет;
воспитатели;
инструктор по физической культуре;
музыкальный руководитель;
родители (законные представители) воспитанников;
Образовательные области:
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Безопасность
«Познание»
«Коммуникация»
«Музыка»
Актуальность проблемы:
проблема формирования экологической культуры
личности;
дети 4 – 5 лет активно накапливают опыт и усваивают знания в результате общения с природой. Именно поэтому у ребёнка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы;
детям предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей;
отсутствие у детей конкретных знаний о времени года - зиме;
наступила зима, детям интересно узнать об изменениях в природе в этот период;
в современных условиях невнимание родителей к интересам детей.
Цель: формирование у детей знаний о живой и неживой природе в зимний период, воспитание любви к красоте зимнего пейзажа.
Задачи:
Расширить, конкретизировать и углубить представления детей о зимних явлениях в природе, характерных признаках зимы, особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период.
Учить наблюдать за объектами в зимний период, замечать изменения в природе, красоту зимнего пейзажа. Знакомить с зимними праздниками и развлечениями. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные качества.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, желание заботится о птицах.
Гипотеза проекта :
Если делать упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление детей, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, то можно добиться ожидаемых положительных результатов в ознакомлении с природой зимой.
Если создать условия для наблюдений за природой и проведением исследовательской и экспериментальной деятельности детей, то это позволит расширить, конкретизировать и углубить представления детей о зиме.
Этапы реализации:
Подготовительный этап.
Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
Разработка проекта.
Составление пла Этапы реализации:
Подготовительный этап.
на работы.
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Внедрение проекта (декабрь — февраль)
Проведение наблюдений, бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми.
Составление рекомендаций, консультаций, памяток для родителей.
Творческие задания для родителей.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально – театрализованная деятельность с детьми.
Итоговый этап. Выставка художественно – творческой деятельности детей и для родителей «Волшебница зима».
Изготовление книжки-малышки «Стихи, пословицы и приметы о зиме».
«До свидания, Зимушка – Зима!» (развлечение для детей «Масленица»).
Основные формы реализации проекта : беседы, эстафеты, игры, викторины, конкурсы, работа с родителями воспитанников.
Методы и приемы обучения:
игровые упражнения;
дидактические игры;
словесные игры;
сюжетно-ролевые игры;
поисковые методы.
Кроме того, комплексно используются наглядные, практические и словесные методы и приемы обучения.
Ожидаемые результаты.
• Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
• Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе зимой, о влиянии зимы на жизнь людей, животных и растений.
• Воспитание бережного отношения, интереса к природе.
• Расширение кругозора детей.
• Расширение и активизация словарного запаса детей.
• Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Используемая литература:
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М. Мозаика – Синтез, 2011
Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. В Комаровой, М. А. Васильевой средняя группа. Автор составитель З. А. Ефанова, М. Мозаика – Синтез, 2011
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой М. Мозаика – Синтез, 2009
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. О. А. Соломенникова М. Мозаика – Синтез, 2009.
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. В. В. Гербова. М. Мозаика – Синтез, 2009.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Т. С. Комарова М. Мозаика – Синтез, 2009.
Как знакомить дошкольников с природой, под редакцией П. Г. Саморуковой, М. «Просвещение» 1983.
Детям о природе М. В. Лучич, М. «Просвещение» 1989.
Игры и развлечения детей на воздухе, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина, М. «Просвещение» 1983.
Занятия аппликацией в детском саду. З. А. Богатеева, М «Просвещение» 1988.
Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3 – 7 лет. Л. А. Уланова, С. О. Иордан, Детство — Пресс 2010.
Вывод
В ходе проектной деятельности дети учились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появилась уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
И так, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Проведенная с детьми группы работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
• дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных в зимний период, замечать красоту зимних пейзажей.
• у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.