Ольга Сапегина
Проект «Животные жарких стран» в старшей группе
Введение
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Животный мир жарких стран разнообразен и привлекателен для детей. Мы заметили интерес детей в группе к животным этой местности. Дети приносят книги с иллюстрациями животных, рисуют, задают вопросы. Поэтому мы решили взять эту тему в проект, создать в группе условия, чтобы воспитанники могли удовлетворить свой познавательный интерес, открыть для себя новые взаимосвязи в природе.
Публикация «Проект „Животные жарких стран“ в старшей группе» размещена в разделах
- Африка. Животные жарких стран
- В мире животных. Проекты
- Животные жарких стран. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: недостаточный уровень знаний по данной теме.
Актуальность: проект направлен на решение вопросов познавательного развития в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, ознакомиться с материалами по теме, создать условия для возможности ребенка максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт. Заинтересовать детей и родителей в познании мира животных, в изготовлении альбома «Животные жарких стран».
Реализация проекта «Животные жарких стран»» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию.
Паспорт проекта
Цель: расширение знаний детей о животных, обитающих в жарких странах. Развитие умений и навыков детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
Задачи проекта: познакомить с климатическими условиями разных материков: с самым жарким континентом – Африкой, с животными, населяющими ее;
Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете;
Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли;
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным
Привлекать родителей к сотрудничеству
Вид проекта: познавательно - творческий
Длительность проекта: октябрь, ноябрь, декабрь
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
- подбор методической и художественной литературы, мультфильмов, атласы, энциклопедии о животных и местах проживания;
- - подбор речевых дидактических и подвижных игр;
- обеспечение проекта необходимыми атрибутами для игр, картинки, раскраски, плакаты, игрушки животных и т. д;
- создание консультации для родителей
- разработка плана реализации проекта;
Основной:
- работа по перспективному планированию (дидактические и подвижные игры, знакомство с ценностями природы для общества и человека, создаются условия для эмоционально – положительного отношения к ней, знакомить детей с произведениями художественной литературы, загадками, а так же прослушивание музыкальных произведений).
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта (нарисовать рисунки для оформления выставки и альбома о животных);
- консультации для родителей «Экологическое воспитание в семье», «Игры с детьми дома по проекту»; Рекомендуем почитать вместе: Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави», «Отчего у верблюда горб?», Отгадай загадки.
Заключительный:
- рисование детьми вместе с родителями и воспитателями рисунков животных жарких стран;
- лепка животных для создания мультфильма;
- приобритение родителями игры «Тетрис – животные Африки»
- оформление выставки по теме проекта;
- создание группового альбома из рисунков детей;
- благодарность родителям участвующих в реализации проекта.
Перспективно – тематическое планирование проекта
Образовательные области: Познавательное развитие: Беседы» Животные жарких стран», «Африка – условия жизни», «Бегемот», «О слоне», «Крокодил», «Панда», Жираф»; рассматривание картинок по темам бесед; Просмотр фильма по теме проекта; Д/и «Собери животное», «Тетрис», Д / и «Найди детенышей», «Кто где живет» «Сосчитайка», «Кто где живет?», «Выложи по схеме»
Консультация «Экологическое воспитание в семье», информация для родителей «Правила поведения в зоопарке»
Социально – коммуникативное развитие Беседы - рассуждения: «Что такое джунгли?» «Почему жираф не живёт на Севере?» Изучение месторасположения Африки на карте, глобусе; Д/и «Соберем картинку вместе»; «Назови ласково»
Д/и «Животные жарких стран» Консультация для родителей «Игры с детьми дома по теме проекта»
Речевое развитие Д/и «Опиши животное» (мнемосхема); Д/и «Подбери слово»; «Какой, какая, какое», отгадывание загадок,
Михайлов «Животный мир Африки»; Кожевников «Кто, где живет?»; С. Маршак «Детки в клетке»; Мультфильмы: «Маугли»,«38 попугаев», «Про бегемота, который боялся прививок». Разучивание стихотворений о животных
Консультация «Рекомендуем почитать»
Художественно – эстетическое развитие Лепка животных для съемок мультфильма (бегемот, жираф,слон)
Рисование «Жираф», «Крокодил», поделка из бумаги оригами (Змейка);
Разукрашивание разукрашек; пение песен, музыкальная гостиная «Карнавал животных» Рисование любого животного жарких стран
Д/и «Тетрис»
Физическое развитие П/и «Где мы были мы не скажем, кого мы увидели покажем»
П/и «Изобрази животное»
Физминутки
П/и «Море волнуется раз»
Физминутки
Результаты: в процессе реализации проекта у ребят повысился интерес узнать, что то новое о разных животных, интересных фактов о местах обитания, питании животных, отгадывали загадки, задавали вопросы. Родители приобрели интересные книги, энциклопедии, пазлы, игрушки для ребят. Дети все приносили в группу и вместе с удовольствием рассматривали и играли. Вместе с родителями ребята нарисовали рисунки животных, для оформления выставки, а затем альбома о животных жарких стран. Повысился уровень речевого развития, дети могут свободно рассказать о животном, описать внешность.
Ребята показали, хороши результаты в творчестве, лепке, рисовании и музыкальном развитии.
Приложение
Конспект интегрированного занятие по проекту «Животные жарких стран» Воспитатель: Сапегина О. И.
Старшая группа№2
Цели: расширение представлений детей о животных, живущих в жарких странах, их поведении, образе жизни
Задачи: активизировать и расширять словарный запас по теме;
формировать грамматический строй речи
совершенствовать умения детей в составлении описательного рассказа о животном используя мнемосхему;
развивать внимание, память, мышление и творческие способности воспитанников
воспитывать бережное отношение к животным
Воспитатель: ребята, сегодня у нас в гостях Умка (белый медведь). Хотите узнать, зачем он к нам пришел? Белые медведи живут в Арктике (Северный полюс, Умка знает животных, которые живут на Севере. И совсем не знает животных, живущих в жарких странах. Вы согласны рассказать Умке о животных Африки, Южной Азии, Австралии. (Ответы детей). Действительно эти страны богаты своей природой, здесь есть горы, тропические леса, пустыни и степи. Здесь большое разнообразие животных и растений. Итак, начнем. Скажите, пожалуйста, почему на глобусе Африка нарисована желтым цветом? (Ответы детей) Назовите животных Африки. (Ответы детей) А почему эти животные могут жить только в теплых странах? (Ответы детей) Правильно у них нет густой и теплой шерсти и нет толстого слоя жира. Умка не мог отгадать загадки, поможем отгадать.
Предлагаю отгадать загадки:
тем, кто в речку угодил, нос откусит (крокодил)
Панцирь каменный рубаха, а в рубахе (черепаха)
Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)
Ноги толстые как бревна, весит он не мало тонн, это всем знакомый и любимый нами (слон)
Она своих детей не бросит, она с собой их в сумке носит (кенгуру)
Д/и «Расскажи о животном» (с использованием мнемосхемы)
Физминутка
Моты-моты-моты – появились бегемоты, (показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.)
Афы-афы-афы – жуют листики жирафы, (дети тянутся вверх, изображая жирафов.)
Зебра головой кивает, к себе в гости приглашает
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны, (надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.)
Вы- вы- вы- вы вышли сердитые львы
Ард – ард –ард –ловко скачет леопард
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны, (дети изображают скачущих обезьян.)
Раз, два, три, четыре, пять – разомнемся мы опять
Воспитатель: молодцы, хорошо изображали животных.
Д/и «Будь внимателен»»
Будьте внимательны, скажите кто здесь лишний и почему
Кенгуру, носорог, пингвин, лев
Слон, жираф, обезьяна, волк
Голубь, крокодил, заяц, гепард
Дикобраз, ежик, тушканчик, зебра
Леопард, коала, комар, тушканчик
Воспитатель: молодцы, рассказали о животных. Умка не знает, что едят животные Африки. Что едят травоядные животные? И что едят хищники? Отметьте на рисунке стрелочкой, что кушают изображенные животные у вас на листе (кто травоядный, а кто хищник).
(Дети достают из пеналов карандаши и рисуют стрелочки на рисунке, рассказывают, кто что ест)
Д / и «Сосчитайка!»
(воспитатель показывает цифру, дети называют, сколько животных один слон, два слона, пять слонов)
Воспитатель: ребята, а где мы можем увидеть животных Африки (в зоопарке, кто из вас был в зоопарке (ответы детей). Вы знаете, какие правила есть в зоопарке для посетителей. (Ответы детей). Давайте, чтобы вы запомнили правила, я вам их зачитаю:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• Перелезать через ограждения.
• Засовывать пальцы в клетку животным
• Прислоняться и наваливаться на ограждение, клетки или заборчики.
• Кормить животных продуктами, принесенными с собой.
• Дразнить и пугать животных.
• Проводить фото и видео съемки без разрешения.
• Фотографировать животных с фотовспышкой.
• Бросать в вольеры и загоны любые посторонние предметы.
• Посещать выставку со своими домашними животными.
Ребята мы сегодня с вами очень хорошо играли, всем спасибо, молодцы. Что вам больше всего понравилось? Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)
Загадки о животных
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый. (бегемот)
Два ведра речной воды
Загружает он в горбы.
Уважает всякий труд
Флегматичный пан. (верблюд)
Ежик вырос в десять раз,
Получился. (дикобраз)
Вот еще один зверек
В сумке носит кошелек,
Ловко прыгает в длину
Австралийский. (кенгуру).
Он большой и очень сильный,
Очень мощный и красивый.
Всем знаком в Саванне он,
Кто же? Африканский. (слон)
Очень медленно ползёт,
Долго, говорят, живёт.
Голову, втянув от страха,
Скрылась в панцирь. (черепаха)
Я его увидел в книжке,
Подскажите мне, детишки,
На носу — огромный рог,
Знаю, знаю — (носорог)
На чудо-коняшке пестреет тельняшка. (Зебра)
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
Извивается веревка,
На конце ее - головка. (Змея)
Беседа «Животные жарких стран»
-Кто может показать Африку на глобусе?
-Как вы думаете, как мы можем с вами добраться до Африки? (На самолёте, на пароходе).
-Я вам предлагаю, полететь на самолёте – это один из самых быстрых видов транспорта.
-Вы готовы? Да, готовы. Тогда, занимайте свои места в самолете, и отправляемся. (дети обегают круг, изображая самолет)
Итак, вот мы и в Африке.
- Изображая на глобусе Африку, использовали много жёлтого цвета. А что обозначает, жёлтый цвет? (песок).
-Как вы думаете, где мы с вами оказались? Что вы видите? (Пустыню).
Совершенно верно. Мы оказались с вами в пустыне, где мы видим сплошные пески, серые камни, знойное небо дышит жарой, нет ни воды и нет почти никакой растительности.
Давайте, с вами посмотрим, какие же животные живут в пустыне? Отгадывают загадку
В жарких странах он живёт,
Гордо по пескам идёт.
На спине горбы имеет,
Ест колючки – не худеет.
Он других не просит блюд
Потому что он … (верблюд).
(Ребенок рассказывает о животном)
Верблюд - хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За день он может пройти 80км и нести груз 500кг. Шерсть помогает переносить жару и холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма.
-Ребята, а что самое замечательное у верблюда? (Горб)
Верно! В горбах накапливается жир и вода, которые, будут они расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может верблюд обходиться без пищи и воды.
-Посмотрите, какие еще живут животные в пустыне. (показ слайда)
Но и среди пустыни можно встретить островки зелени. Кто знает, как они называются? (Оазисы)
-Правильно. Они называются оазисами и возникают только там, где есть вода -небольшое озеро или когда из земли бьёт источник).
-Отправляемся, с вами дальше! Кто догадался, где мы с вами оказались?
-Кто знает, как называется эта природная зона? (Джунгли)
-Правильно – это джунгли тропический лес. Благодаря частым дождям, влажному и тёплому климату, растительность в тропическом лесу богата и многообразна: деревья огромной высоты, трава, лианы, папоротники.
Послушайте, загадку.
В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно (обезьяна).
Да. Это обезьяна. Что вы о ней знаете? Какая она? Рассказ ребенка.
Обезьяна ловкая, быстрая, прыгучая. Внешне обезьяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезьяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост.
-Посмотрите, каких еще животных, можно встретить в джунглях. Показ слайда
-Полетели с вами дальше! Как вы думаете, где мы с вами оказались? Кто знает, как называется эта природная зона? (Это саванна).
-Правильно. Ребята, что такое саванна? (это равнинное место, где почти не растут деревья или африканская степь.)
Лето в саванне длинное, жаркое, засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Основная растительность саванны – различные травянистые растения. Среди них встречаются настоящие великаны.
Кто знает, как называется это дерево? Это самое толстое дерево на планете – баобаб. Так как в саванне много трав, то здесь водится большое количество животных.
-Посмотрим, какие здесь обитают животные.
Отгадывают загадку.
Тут входит голову задрав
Не потому что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он (жираф)
Рассказ ребенка.
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. Жираф, как и верблюд, может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Скажите, как называются животные, которые питаются травами? (Травоядные).
-Назовите, кого вы узнали: зебр, слонов, носорогов, антилоп).
-Есть и хищники, назовите, кого вы узнали (львы, леопарды, гепарды).
-А каких животных мы называем хищниками (тех, которые питаются мясом).
-В саванне много птиц, здесь живут самые большие, не умеющие летать птицы.
- Кто их узнал? (страусы, фламинго). Страусы не умеют летать, а как они передвигаются. (Они ходят, бегают). Страусы во время бега развивают очень высокую скорость.
Консультация для родителей по теме «Животные жарких стран»
Поговорите с детьми о животных жарких стран, живущих в Африке, Австралии, джунглях и пустынях.
- Покажите ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах : жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога.
- Нарисуйте животных красками, карандашами, цветными мелками. - Расскажите об их внешних признаках, характерных повадках.
- Задайте вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоопарке?».
Поиграйте с детьми:
«Назови семью» : папа –слон, мама – слониха, дет ныш – слон нок, слонята. Слова: лев, тигр, верблюд;
«Четвертый лишний»:
1. Бегемот, носорог, морж, обезьяна. Пример объяснения: лишний морж – потому что он живет в холодных странах, а бегемот, носорог, обезьяна – живут в жарких странах.
2. Лев, заяц, леопард, слон. 3. Белый медведь, тюлень, морской котик, зебра.
Почитайте детям:
С. Маршак «Где обедал воробей?»
Б. Житков «Про слона»
В. Маяковский «Что ни страница – то слон, то львица»
Д. Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей».
Консультация для родителей по проекту
«Правила посещения зоопарка»
В целях сохранения животных и во избежание несчастных случаев
посетителям зоопарка категорически воспрещается:
• кормить, дразнить и пугать животных;
• бросать в помещения к животным различные предметы, палки, остатки пищи, детские игрушки и т. п. ;
• заходить или перелезать через барьеры и другие ограждения помещений для содержания животных и прочих сооружений;
• протягивать к животным через решетки и сетки руки и ноги, а также трогать животных различными предметами (палками, зонтами, тростями и т. п.);
• ставить и сажать детей на барьеры, ограды, отжимы, установленные вокруг помещений с животными;
• оставлять без присмотра детей, особенно малолетних, и разрешать им самостоятельно осматривать животных, расположенных на территории зоопарка;
• приводить с собой или приносить домашних животных;
• шуметь, кричать, петь песни, использовать приемники и магнитофоны;
• распивать спиртные напитки, курить;
• заходить в зоны обслуживания животных и хозяйственную зону зоопарка;
• трогать и ласкать доступных для контактов животных зоопарка;
• фотографировать животных с применением фотовспышки;
• кататься на роликах,велосипедах и самокатах;
• ходить по газонам, ломать ветки зеленых насаждений, рвать цветы и траву, бросать мусор.
Если при посещении зоопарка соблюдать элементарные правила поведения и ходить по зоопарку не спеша, внимательно рассматривая животных, то можно получить массу удовольствия от наблюдения за животными. Наблюдать за зверьми будет значительно удобнее, если прийти к открытию зоопарка или ближе к вечеру. К тому же некоторые животные не любят большого количества людей и прячутся в укрытиях. В зоопарке нет пустых клеток: везде, где висят таблички, находятся животные. Но некоторые из них ведут сумеречный или ночной образ жизни, появляясь лишь в то время, когда большинство посетителей покидает зоопарк.
Источники информации:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/04/26/beseda-zhivotnye-zharkih-stran
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/04/25/kartoteka-zagadok-zhivotnye-zharkih-stran
https://mdou247.edu.yar.ru/2017/ekologicheskoe_vospitanie_v_seme_shirenina_en.pdf