Елена Петрова
Проект «Здравствуй, сказка!» Сказки — эффективное средство воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и
средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают
формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Публикация «Проект „Здравствуй, сказка!“ Сказки — эффективное средство воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Необходимость приобщения детей к сказкам бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Здравствуй, сказка!», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цель проекта : Приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запас литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
• Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
• Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
• Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей.
Предполагаемый результат
Дети должны:
• проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
• знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
• знать различные виды театров и уметь показывать их;
• уметь использовать различные средства выразительности;
• уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль;
• активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• содействие творческому развитию детей;
• развитие эмоциональной отзывчивости;
• гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание проекта
Подготовительный этап
Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», викторина «Ах, уж эти сказки!».
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Заключительный этап
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители и педагоги ДОУ активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Оформление творческого проекта и его презентация, на которую приглашаются воспитанники всех групп и сотрудники ДОУ. Подведение итогов.
Содержание мероприятий
Работа с детьми
Дата Образовательная область Мероприятие
1 неделя Коммуникация Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).
1 неделя Коммуникация Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
2 неделя Коммуникация Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.
2неделя Коммуникация Викторина «Ах, уж эти сказки!».
3 неделя Коммуникация Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.
4 неделя Коммуникация Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».
1неделя Чтение художественной литературы Чтение произведений: «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен,
«Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с.). «Снегурушка и лиса» (р. н. с.)
«Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других.
2 неделя Чтение художественной литературы
Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
3 неделя Чтение художественной литературы Пересказ прочитанных сказок.
1 неделя Художественное творчество Рисование героев сказок «Конек-горбунок», Снегурочка», «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя».
1 неделя Художественное творчество Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Конек-горбунок».
2 неделя Художественное творчество Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» .
2 неделя Художественное творчество Самостоятельное детское творчество.
3 неделя Художественное творчество Помощь в оформлении выставок в группе.
3 неделя Художественное творчество Иллюстрирование сказки.
1 неделя Социальное развитие Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.
2 неделя Социальное развитие Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки».
3 неделя Социальное развитие Самостоятельное детское творчество, создание своих проектов по теме
4 неделя Социальное развитие Занятия по правовому воспитанию. Использование сказок в разъяснении прав ребенка (Конвенция о правах ребенка).
1 неделя Здоровье и физическая культура Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.
3 неделя Здоровье и физическая культура Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».
1 неделя Познание Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.
2 неделя Познание Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы).
3 неделя Познание Сочинение экологических и математических сказок.
4 неделя Познание Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
2 неделя Труд Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид).
4 неделя Труд Ручной труд. Поделки из природного материала.
1 неделя Театрализованная деятельность Инсценировка сказок : «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и других.
3неделя Театрализованная деятельность Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол.
1-4 неделя Безопасность В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:
- «Гуси – лебеди»
- «Маша и Медведь»
- «Волк и семеро козлят»
Результаты работы над проектом
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
5. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.
Выводы и практическая значимость проекта
Вывод: подавляющее большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом. Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой.