Надежда Филева
Проект «Здоровячок» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
(Василий Александрович Сухомлинский).
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни:
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
С целью сохранения и укрепления здоровья малышей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе возникла необходимость провести проект «Здоровячок!»
Проблема: Жизненный опыт детей 2-3 лет еще достаточно невелик, поэтому у них не сформированы элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровыми.
Мы, ребята-малыши,
Недостаточно взрослы…
И хотим быстрей узнать,
Как здоровье укреплять?
Для участия в проекте были привлечены также родители, которые непосредственным образом смогут проявить свои знания, опыт, творчество по проблеме здоровья.
Цель проекта: Создать условия для формирования у детей раннего возраста первоначальных представлений о здоровом образе жизни через овладение основами гигиенической и двигательной культуры.
Задачи проекта:
Образовательная: Дать детям представление о здоровом образе жизни.
Развивающая: Развивать интерес к здоровому образу жизни через различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Воспитательная: Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно – гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Ожидаемый результат:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Приобретенные навыки дети смогут использовать в повседневной жизни.
Инновация заключается в том, что в ходе проекта активно использовались здоровье сберегающие технологии, которые способствовали повышению уровня посещаемости. Активное внедрение и использование как стандартных, так и нетрадиционных здоровье сберегающих технологий положительно сказывается на здоровье воспитанников, их соматическом и эмоциональном состоянии.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Форма проведения: групповая.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитанники второй группы раннего возраста № 2 «Здоровячки», воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Срок реализации проекта: с 1.09-28.11.2021 г.
Место реализации: МАДОУ «Детский сад «Ромашка».
Приёмы и методы реализации проекта:
• Наблюдения;
• Беседы;
• Чтение художественной и познавательной литературы;
• Подвижные и сюжетно-ролевые игры;
• Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна);
• Консультации (родителям).
Методы:
• Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения,
рассказ воспитателя, чтение и разучивание потешек и пословиц.
• Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг,
показ воспитателем упражнений, гимнастик.
Ежедневная профилактическая работа:
-утренняя гимнастика;
-бодрящая гимнастика после сна;
-хождение по массажным и солевым дорожкам;
- пальчиковая гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-прогулки и игры на свежем воздухе.
Этапы реализации проекта
1 Подготовительный этап
1. Содержание работы: Определение целей и задач, выбор создание условий совместной деятельности детей и педагогов.
Результат: Выбор проекта. Определение целей и задач проекта.
Ответственные: Воспитатели
2. Содержание работы: Разработка плана работы на этапах реализации проекта.
Результат: Мероприятия познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической направленности.
Ответственные: Воспитатели
3. Содержание работы: Подбор информации поданной теме. Создание методического обеспечения проекта. Подбор литературы по теме.
Результат: Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме проекта.
Ответственные: Воспитатели, дети, родители.
2. Основной
Задачи:
Образовательная: Дать детям представление о здоровом образе жизни.
Развивающая: Развивать интерес к здоровому образу жизни через различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Воспитательная: Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно – гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Виды деятельности:
1. Игровая ситуация
«Мойдодыр в гостях у ребят».
2. Чтение К. И. Чуковского «Мойдодыр».
3. Заучивание потешки «Водичка, Водичка…».
4. Подвижная игра «Зайка серый умывается…».
5. Практическое упражнение:
«Умывалочка».
6. Дидактическая игра «Да здравствует мыло душистое!».
7. Игровая ситуация
«Мыльные перчатки».
8. Дидактическая игра
«Быть здоровыми хотим-
прямо за столом сидим…».
9. Заучивание пальчиковой гимнастики: «Мы капусту рубим, рубим».
10. Сюжетная игра
«Покормим куклу Катю».
11. Практическое упражнение: «Аккуратные мы детки -
в руки мы берем салфетки!»
12. Чтение
К. И. Чуковского
«Айболит» (отрывок).
13. Игровая ситуация: «Мыльные перчатки».
14. Игровая ситуация «Банный день у куклы Кати»
15. Игра «Зайка заболел»
16. Сюжетно- ролевая игра «Больница»
17. Практическое упражнение: «На прогулку собираемся - сами одеваемся!»
18. Игровая ситуация «Оденем куклу Катю на прогулку».
19. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
20. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (предметы гигиены).
3. Заключительный этап.
Задачи:
Обобщение полученного опыта в результате реализации проекта через взаимодействие ДОО, семей воспитанников.
Виды деятельности:
Оформление газеты «Мы за здоровый образ жизни!» по результатам проведения проекта.
Взаимодействие с родителями: Консультация «Привитие ребенку умений культурно-гигиенических навыков. Рекомендации по их использованию дома».
Список литературы
• М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Комплексные занятия», Москва, «Скрипторий» - 2013г
• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» Москва, изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ - 2008г
• Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир» Творческий Центр СФЕРА, Москва - 2009г
• Н. И. Палицина Методическое пособие воспитателям «МАЛЫШ» для работы с детьми 2-3 лет. Пермь – 2002г
• Мультфильм «Мойдодыр»
• Иллюстрации, плакаты по теме.
Приложение1
Практическое упражнение: «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Игровая ситуация: «Мыльные перчатки».
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем, да, да, да!
Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.
Игра "Зайка заболел"
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему к нам пришел Доктор? Может кто-то заболел?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Наш зайчонок заболел. Сейчас доктор его осмотрит.
Кукла-врач осматривает зайчика, спрашивает его о том, на что он жалуется, смотрит горло, градусником измеряет температуру, ставит диагноз (ангина).
Воспитатель: Ай-яй-яй! Что будем делать, доктор? Ребята, как будем лечить больного?
Дети: (ответы детей).
Кукла-врач говорит, что нужно зайчонку дать микстуру и поставить горчичники.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, зайчонок улыбается, потому что горлышко болит у него уже меньше. Это все благодаря доброму, заботливому.
Дети: Доктору.
Воспитатель: Правильно. Что делал доктор, ребята, чтобы вылечить зайчонка?
Дети: (осмотрел, поставил диагноз, дал сироп, поставил горчичник) Сюжетно-ролевая игра: «Больница»
Ход игры:
Ой, ребята, кто это кашляет? Посмотрите, это кукла Катя.
Наша кукла заболела.
Утром даже не поела.
Еле глазки открывает,
Не смеётся, не играет.
Воспитатель: «Ой, какой горячий лоб, у неё температура! Что же делать?»
Дети: Надо куколку полечить.
Воспитатель: «Кто полечит куколку?
Дети: Доктор.
Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем в больницу.
«Доктор у нас Даша, мед. сестра Лера. Открывайте больницу, а мы придём к вам лечиться. Аня, а ты хочешь стать мамой куколки, она ведь ещё маленькая? И моя доченька, что-то заболела, нам тоже необходимо ехать в больницу».
Воспитатель берёт параллельную роль.
Воспитатель : «А на чём же мы поедем?»
Дети: На автобусе. Строим автобус.
Воспитатель вступает в ролевой диалог с водителем автобуса:
«Здравствуйте, скажите, пожалуйста, мы доедем до больницы?» Диалог
Воспитатель вместе с детьми выходит из «автобуса», чтобы игра в «Автобус» продолжалась, воспитатель обращается к «водителю»:
«У вас мотор так сильно шумит, его нужно починить». И т. Д (проверить колеса, починить.)
Пациенты садятся на стульчики, ждут своей очереди. Не забывайте, в больнице должно быть тихо, не шумите, не мешайте доктору лечить больных людей.
Затем воспитатель берёт на себя роль пациента, показывает образец ролевого диалога в кабинете у врача:
«Здравствуйте доктор. Моя доченька заболела, кажется у неё температура, вы поставите ей градусник? И кашель, послушайте её, пожалуйста. Чем же её лечить, назначьте лекарство. А вам можно позвонить по телефону?»
Доктор: Здравствуйте, как вас зовут?
Пациент: Здравствуйте, меня зовут Аня. Я пришла на приём со своей дочкой Таней. У неё болит горлышко.
Доктор: Да, температура высокая. Давай посмотрим горлышко, открой ротик. Горлышко красное. Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю куклу Таню. Я выпишу кукле Тане таблетки, принимать их нужно утром и вечером по одной и обязательно пить кипяченое молоко с медом.
Вот вам рецепт, надо сходить в аптеку и купить лекарства. А потом идите домой, напоите дочку чаем, дайте лекарства и уложите спать.
- Выздоравливайте.
- Следующий.
В роли больного выступает ребенок.
- Здравствуйте, больной, что у вас болит?
- У меня болит ухо.
- Закапайте в ухо лекарство, и вам станет легче. Идите домой и ложитесь отдыхать.
- До свидания.
В процессе игры можно вызвать врача на дом по телефону. В конце игры можно сказать: «Уже вечер наступил, больница закрывается.
Воспитатель. Ребята, во что мы сегодня играли?
Дети: В больницу.
Воспитатель: А что мы сегодня делали?
Дети: Мы лечили и помогали пациентам.
Воспитатель. Получилось это у нас?
Дети: Получилось.
Наши игрушки не будут болеть.
Воспитатель. Я думаю, что наши игрушки довольны. Какие вы молодцы!
Оформление газеты «Мы за здоровый образ жизни!»