наталья ерошкина
Проект «Здоровая семья, будущее России» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физического развития детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.
Публикация «Проект „Здоровая семья, будущее России“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Выделяется несколько компонентов здоровья :
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки,
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
Формирование понятия "не вреди себе сам"
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Все родители хотят обеспечить своему ребенку наилучший старт в жизни, и большинство прекрасно понимают, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье - важные составляющие воспитания в семье. Воспитательные функции детского сада и семьи различны, но для гармоничного развития ребенка необходимо их взаимодействие, от качества которого зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и воспитание детей. Родители и педагоги - это те люди, которые помогают становлению личности каждого человека. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как родители относятся к детскому саду, а затем к школе, зависит и отношение к ней их детей. Современным, очень занятым родителям, порой не всегда удается много времени уделять своим детям. Это горько, но это факт. Из общения с родителями я пришла к выводу, что они хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы и таких родителей большинство. Нужно им помогать. Таким помощником могут стать совместные спортивные праздники. Они нацелены на укрепление семьи, вовлечение взрослых, педагогов совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит их плодотворное общение и единение. После завершения проекта мы надеемся, что дети и родители будут активнее принимать участие в спортивных мероприятиях ДОУ и в районных соревнованиях.
Актуальность:
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, актуальные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».
Цель проекта : Привлечь родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
-Обогатить и закрепить знания о пользе спорта в жизни человека.
-Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
-Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных состязаний.
-Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность.
-Развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности,
-Формировать активную позицию в сохранения здоровья детей.
Проблема
Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Эта проблема современной системы дошкольного образования, актуальная на сегодняшний день и волнующая педагогов. Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.
В последние годы при организации учебно-воспитательного процесса большое внимание стала уделять здоровьесбережению воспитанников.
Новизна проекта
Одним из основных направлений в нашей работе является охрана и укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающей технологии : обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы продуктивно применить на практике здоровьесберегающие технологии мы в первую очередь постарались грамотно обеспечить организацию предметно- пространственной среды ребенка в детском саду. Потому что весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Организация деятельности в рамках проекта
Беседа с детьми на тему: «Чтобы быть здоровыми…» (с использованием личного опыта детей).
Сюжетно-ролевая игра «Прогулка всей семьей».
Тематическая неделя «Я вырасту здоровым».
День Здоровья.
Спортивные праздники и досуги:
Досуг «Быстрые, ловкие, смелые»
Спортивный досуг к 23 февраля
Зимний спортивный праздник «Проводы зимы»
Спортивный досуг «Мы – космонавты»
ООД «Путешествие в Страну Здоровья»
ООД «Сохрани здоровье смолоду»
Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
Воздушное контрастное закаливание.
Облегченная одежда в группе.
Прогулки каждый день с подвижными играми.
Хождение босиком до и после сна.
Закаливание обширное умывание после сна.
Фитонциды – лук, чеснок.
Игровой самомассаж.
Коммуникативные игры.
Музыкотерапия.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактические игры:
«Вредно – полезно» (вредные привычки, продукты питания)
Родительское собрание «Семья и ЗОЖ»
Анкетирование родителей по вопросам физического развития детей
Участие родителей в спортивных мероприятиях
Специальный выпуск групповой газеты по ЗОЖ «Мы и спорт».
«Здоровье – главное на свете»
Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
«Как укрепить здоровье ребёнка в условиях семьи», «Витамины для детей», «О пользе мёда для детей», «Советы и рекомендации воспитателя по физической культуре»
Папка с циклом консультаций по физическому развитию.
Тип проекта :
познавательно-игровой
краткосрочный
открытый
групповой
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатели группы.
Родители воспитанников.
Этапы проекта :
-подготовительный;
-основной;
-итоговый
1-ый этап – организационный или подготовительный.
На этом этапе планируется обговорить с родителями условия проектной деятельности, собрать разновидности анкет для родителей, разработать беседу детьми «Чтобы быть здоровыми…», собрать методическую литературу по данному вопросу, провести анкетирование родителей «Сохраним и укрепим здоровье ребёнка в семье».
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребнка, работа строится по нескольким направлениям:
-Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; -Воспитание здорового ребнка совместными усилиями детского сада и семьи.
2-ой этап работы над проектом – основной включает в себя:
Ежедневная профилактическая работа
Утренняя гимнастика.
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
Воздушное контрастное закаливание.
Беседы: «Беседа о здоровье и чистоте»
Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций.
Работа с родителями:
Консультация - «Физическое воспитание в семье»
Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит…» Картотека «Подвижные игры наших бабушек» Выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка. Родительское собрание «Здоровый образ жизни». Основные направления работы в ДОУ и семье. Выступление на педсовете «ЗОЖ в семье - залог здоровья ребенка». Работа по совместной деятельности родителей и детей : Совместное развлечение с детьми и родителями «Постарайся угадать, чем листочек может стать». Выпуск стенгазеты «Будь здоров Малыш». День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.
3-й этап работы – завершающий этап
Определение роли физического воспитания в формировании личности каждого воспитанника, развитие моральных качеств: уважения к достижениям других, принятие личных неудач.
Таким образом, выявлено, что основой физического воспитания дошкольников является формирование знаний, понимание своих возможностей, умение сдержанно выражать свои чувства, свое отношение к личным результатам и результатам сверстников. Действенное стремление добровольно и естественно поступать с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями (правильно, неправильно; красиво – некрасиво и пр., проявляющееся в разных ситуациях – есть мерило отношения человека к требованиям общественной морали.
Реализация проекта :
Поставленные задачи реализуются через применение образовательных технологий укрепления здоровья, таких как:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру процесса воспитания и образования, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других негативных форм состояния
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Планируемые результаты:
-Дети знают, как сохранить и укрепить своё здоровье, стремятся к активному применению своих знаний в повседневной жизни.
-Проявляют активность при реализации здоровьесберегающих технологий в режимных моментах, спортивных праздниках и досугах. Дети умеют оценивать свои спортивные достижения.
-Дети имеют более высокие показатели по физическому развитию.
-Педагоги приобретают опыт работы с детьми по физическому развитию, накапливают методические материалы.
-У родителей формируется осознанное отношение к ЗОЖ.
-Родители понимают важность и необходимость физического развития детей не только в детском саду, но и дома.
Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
-Педагоги
-Родители
-Дети
-Инструктор по ИЗО
-Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
-спортивный уголок
-спортивный инвентарь
-наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии, по теме проекта ;
-библиотека книг художественной и познавательной литературы по ЗОЖ;
Методическое обеспечение: - теоретическая и методическая литература; - периодическая печать; - материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта : - сайт дошкольного учреждения; - фотоотчёты; - публикации в журналах.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
1. У детей старшей группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по массажным коврикам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта :
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта :
1. У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни. 2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях. 3. Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного оборудования.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику технологии укрепления физического и психического здоровья, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
Заключение: Реализация проекта позволит : - снизить уровень заболеваемости детей; - сформировать осознанную потребность вести здоровый образ жизни. - внедрить новые формы работы; - заинтересованность родителей в изготовлении спортивного инвентаря из бросового материала.
- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК – РОДИТЕЛЬ – ДЕТСКИЙ САД.
Используемая литература: Богданова Л. В., Лобанова И. В., Карташова И. Г. «Зимние спортивно - развлекательные мероприятия» «Инструктор по физкультуре» №8 – 2012 Беседина И. А. «Олимпиада в семейном детском саду», «Инструктор по физкультуре» №1 – 2012 Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», старшая группа Москва, «Вако», 2013 Интернет-ресурсы