Кристина Раскатова
Проект «Защитники Родины — от богатырей до наших дней»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Защитники Родины от богатырей до наших дней».
Авторы проекта : воспитатель
Тип проекта : информационно - познавательный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : долгосрочный;
Возраст детей: 5 – 6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект
Публикация «Проект „Защитники Родины — от богатырей до наших дней“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны.
Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.
К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих. Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.
Проблема: Современные дети мало знают об истории возникновения Российского государства, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Гипотеза: через формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, систематизировать, расширять и обобщать знания детей о защитниках Родины от богатырей до наших дней и развивать интерес детей к истории родного Отечества.
Цель проекта : формирование духовности, основ патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с историей возникновения нашего государства, ее славными страницам прошлого и настоящего, воспитание чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.
Задачи:
- познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
- познакомить с именами героев России, их подвигами;
- приобщать к словесному искусству;
- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;
- вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;
- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества;
- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность и представление о героизме;
- раскрыть понятие «былинный богатырь»;
- изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов;
- развивать интерес детей к истории возникновения нашего государства, ее героям прошлого и настоящего;
-развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои»;
-развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности;
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;
-осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Обогащение словаря :
МЕЧ»; БОЕВОЙ ТОПОР»; САБЛЯ»; КОПЬЕ»; «ПАЛИЦА», «БУЛАВА», «КИСТЕНЬ»;
Название итогового мероприятия проекта : Квест - игра «Последам Ильи Муромца»;
Развлечение: «Могучи и сильны, земли родной богатыри».
Продукты проекта :
- для детей:
• Традиционные и комплексные занятия по образовательным областям (см. Приложение,
• Подборка методической и художественной литературы : загадки, былины, стихи, рассказы (см. Приложение).
• Подборка тематических бесед:
1. «История возникновения Руси»;
2. «Россия – Родина моя»;
3. «Откуда мы родом»;
4. «Как жили славяне»;
5. «Былинные герои»;
6. «Что мы Родиной зовем?»;
7. «Отличие сказки от былины»;
8. «Одежда богатырей»;
9. «Как выглядят богатыри»;
10. «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»;
11. «7 орудий из арсенала русского богатыря : МЕЧ»;
12. «7 орудий из арсенала русского богатыря : БОЕВОЙ ТОПОР»;
13. «7 орудий из арсенала русского богатыря : САБЛЯ»;
14. «7 орудий из арсенала русского богатыря : КОПЬЕ»;
15. «7 орудий из арсенала русского богатыря : ПАЛИЦА, БУЛАВА, КИСТЕНЬ»;
16. «Богатыри на заставе»;
17. «Мир на всей планете» и. т. д. ;
18. «Дети Войны»;
• Подборка материала для создания дидактических игр:
1. «4 лишний»;
2. «Сложи картинку»;
3. «Кому, что нужно?»;
4. «Собери богатыря в дорогу»;
5. «Чья тень?»;
6. «Чья военная форма?»;
7. «Кому, какой головной убор принадлежит?»
• Подборка демонстрационного материала;
• Подборка презентаций к НОД;
• Создание мини – музея «Защитники Родины от богатырей до наших дней»;
- для педагогов: создание предметной среды, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;
Представление на педагогическом совете презентации по теме проекта.
- для родителей :
1. Консультации, буклеты.
Консультация: «История праздника 23 февраля»;
Консультация: «Как рассказать ребенку о войне»;
Консультация: «Значение патриотического воспитания детей дошкольного возраста»;
Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;
Консультация: «Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»;
Консультация: «Патриотические игры в ДС»;
Консультация: «Нужно ли рассказывать детям о войне»;
Консультация: «История георгиевской ленточки»;
Буклет: «Русские богатыри»;
Буклет: «История празднования Дня Победы»;
Буклет: «Песни, с которыми мы победили»;
Буклет: «Награды ВОВы»;
Оформление папки – передвижки: «9 Мая вДень Победы»;
Оформление фото – выставки «Памятники воинской славы».
2. Привлечение родителей к оформлению уголка патриотического воспитания.
3. Оказание помощи в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
4. Помощь в подборе литературы.
5. Пополнение уголка книги по теме проекта.
6. Анкетирование.
7. Беседы о значимости патриотического воспитания детей в ДО и семье.
8. Подготовка наглядно – текстовой информации «Защитники отечества»
для родителей.
9. Подготовка атрибутов к сюжетно ролевой игре «Российская Армия».
10. Тематическая выставка «Мы рисуем вместе с папой» (герб семьи).
Ожидаемый результат
1. Проявление интереса к истории родного Отечества.
2. Воспитание у детей любви к Родине.
3. Воспитание высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость.
4. Воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к Родине;
5. Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско - патриотических качеств дошкольников;
6. Между участниками образовательной деятельности установлены партнерские взаимоотношения;
7. Усиление ресурсного обеспечения группы.
Паспорт проекта
Образовательная область:
Речевое развитие
Тема 1: Чтение былины «Илья Муромец»;
Тема 2: «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»;
Тема 3: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
Тема 4: «Кто такие богатыри наших дней?»;
Тема 5: «Защитники Отечества. Богатыри наших дней»;
Тема 6: «Военные профессии: вот такие они – наши богатыри»;
Тема 7: «В гости к кукле Кисточке»;
Тема 8: «Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Область познания «Социальный/ природный мир»
Тема 1: «Богатыри-защитники земли русской»;
Тема 2: «Богатырская наша сила»;
Тема 3: «Былинные герои»;
Тема 4: «Былины - кладезь народной мудрости»;
Тема 5: «Все на посту»;
Тема 6: «Знакомимся с Богатырями «стихии» и Богатырями «людьми»»;
Тема 7: «Военная техника в воздухе, на море, на суше»;
Тема 8: «Путешествие по городам Древней Руси».
Социально – коммуникативные
Тема 1: «Богатырские загадки. Знакомство с составом числа 10».;
Тема 2: «Поможем Алеше Поповичу познакомиться с геометрическими фигурами»;
Тема 3: «Поможем Богатырям доставить лекарство»;
Тема 4: «Путешествие в страну математики»;
Тема 5 : «Математический парад»;
Тема 6: «Путешествие в мир русских сказок и былин».
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Рисование:
Тема 1 «Воинские доспехи»;
Тема 2: «Доспехи для Добрыни Никитича»;
Тема 3: «Кем из военных я хочу стать?»;
Тема 4: «Самолет будущего»;
Тема 5: «Солдат на посту»;
Тема 6: «Рисуем образ защитника Русского».
Аппликация:
Тема 1: ««Быстрый танк»;
Тема 2: «33 богатыря»;
Тема 3: «Верный друг богатырей»;
Тема 4: «Кораблик для папы!»;
Тема 5: «Летящие самолёты» (коллективная работа);
Тема 6: «Фотоаппарат для папы»;
Тема 7: «Медаль героя».
Лепка:
Тема 1: «Богатырский конь»;
Тема 2: «Солдатики - защитники Леса»;
Тема 3: «Военная техника - танк».
Конструирование:
Тема 1: «Сторожевая башня»;
Тема 2: «Крепость».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Поймай хвост Змея Горыныча»,
«Перетягивание каната»
Эстафеты:
«Кто быстрее проскачет на коне»
«Меткий богатырь»
«Дорога препятствий»
Дидактические игры:
«Что нужно богатырю на службе и в бою»,
«Что лишнее?»,
«Что нужно богатырю»,
«Угадай, о ком говорю»,
«Узнай по описанию»,
«Собери богатыря в поход».
Театрализованная игра:
«Илья Муромец и Змей Горыныч».
Сюжетно – ролевые игры:
«Богатырские игрища»;
«Защитники заставы»;
«Крепость».
«Илья Муромец и Соловей разбойник»
«Три богатыря»
«Богатыри защищают землю - матушку»
Настольно-печатная игра «Три богатыря»
Чтение художественной литературы:
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;
Сказка «Финист – Ясный сокол»;
«Февраль» (С. Маршак,
«Армия мира» (В. Давыдов,
«Звездочка» (А. Жаров,
«О брате» (И. Кульская,
«Дозор» (В. Давыдов,
«Мой брат уехал на границу» (О. Высотская,
«Навек запомни» (М. Исаковский).
Стихи Т. Белозёров «День Победы»,
«День Победы – Майский праздник»;
Н. Томилина «День Победы»;
А. Усачёв «Что такое День Победы»;
Т. Шаппиро «День Победы»;
Рассказы Лев Кассиль «О мальчике Тишке и отряде немцев»;
Михаил Прудников «Особое задание»;
Сергей Алексеев «Выходное платье»;
Стихи, загадки, пословицы и поговорки:
О былинах, о былинных героях, о силе, мужестве и доблести.
Рассматривание картин:
В. М. Васнецов «Битва на Калиновом мосту»
В. М. Васнецов «Богатыри»
В. Васнецов «Витязь на распутье»
И. Билибин «Илья Муромец»
Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Богат
Художественно-эстетическое развитие (музыка) :
Разучивание песни «Бравые солдаты»,
Песня «Мы по городу идем»(муз. А. Островского).
Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт,
«Прощание славянки» (В. Агапкин,
«Марша» (муз. Д. Кабалевского).
Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко).
Этапы реализации проекта :
Организационный этап:
Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
Создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды;
Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу;
Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта. Проведение с детьми бесед о малой родине, о стране, о Российской армии, о защитниках нашей Родины, о былинных героях;
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр по теме проекта;
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов);
Рассматривание картин, рисование рисунков, лепка, аппликация по теме проекта.
Заключительный этап:
Квест - игра «Последам Ильи Муромца»;
Развлечение: «Могучи и сильны, земли родной богатыри».
Список используемых источников:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. / Н. В. Алешина. [Текст]. М. : ООО «Элизе Трэйдинг», 2002-198с.
2. Кондрыкинская Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л. А Кондрыкинская [Текст]. М., ТЦ «Сфера», 2005-203с.