Ольга Гусева
Проект в старшей группе «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Занимательная математика»
Вид проекта: познавательно – игровой.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели).
Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).
Актуальность.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений.
2. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
3. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
5. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
- Изготовление интерактивных игр по математике.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности
- Составление презентации к открытому занятию.
- Анкетирование родителей «Математика для развития вашего ребёнка»
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и использовать их дома;
- разучивание последовательности дней недели и весенних месяцев.
-Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
-НОД по ФЭМП согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе.
- Изодеятельность:
рисование – раскрась предмет, решив пример;
раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
аппликация – «весёлые геометрические фигуры».
-Чтение сказок с элементами счёта:
«Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака,
«Цветик – семицветик» В. Катаева;
- Заучивание считалок, физ. минутки «Дни недели»
Конструирование.
Работа со счетными палочками.
Дидактические игры с математическим содержанием:
«Стройся по порядку», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Соседи числа», «Математические домики», «Какой фигуры не хватает», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», Школа малыша «Цифры», Ассоциации
«Учим цифры»
-Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
- Подвижные игры:
«Море волнуется», «Найди свой домик», «Живые геометрические фигуры»
Заключительный этап:
Итоговое мероприятие – «Сказочный мир Математики»
с использованием ИКТ и интерактивных игр.
Результаты проекта.
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Приложение.
«Сказочный мир Математики»
Программное содержание:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
Упражнять ориентироваться на листе бумаги,
уменьшать и увеличивать число на единицу, решать арифметические задачи.
Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математике, вызвать желание помочь героям в трудной ситуации.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал: мультимедиа, презентация, интерактивные игры.
раздаточный материал: камни с цифрами, соседи числа, листки бумаги, геометрич. фигуры, шкатулка с медальками шоколадными.
Содержание организационной деятельности
1. Организационный момент
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим хорошее настроение, чтобы им тоже стало радостно.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А вы хотели бы попасть в сказку?
Но чтобы попасть в сказку нужно быть умными, находчивыми, смекалистыми, смелыми, дружными, помогать друг другу во всём. Вот сейчас мы и проверим какие вы находчивые и умные.
Воспитатель:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Какое время года сейчас?
4. Какой месяц (март)
5. Сколько лап у двух собак? (8)
6. Сколько в неделе выходных дней? (2)
7. Назовите весенние месяца по порядку (март,апрель, май)
8. Какое сейчас время суток (день)
9. Назовите все дни недели по – порядку
10. Какой день недели между понедельником и средой? (вторник)
Молодцы, вы справились с этим заданием. И теперь мы сможем с вами отправиться в сказку. А отправимся мы с вами в сказку на необычном транспорте. Посмотрите – это ковёр – самолёт. Все готовы к полёту? Давайте возьмёмся за руки. Приготовились, полетели….
1слайд.
Ребята, посмотрите, вот мы и в сказке – настоящий дворец.
2слайд. Усаживайтесь поудобнее на стульчиках, наша сказка начинается.
Презентация
3 слайд. Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась.
4 слайд. Вышла она в сад погулять, и тут налетел злой волшебник, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.
5 слайд. Пошел ее искать Иван-царевич. Идет день, идет два.
Подходит к избушке на курьих ножках, а там живет Баба Яга.
6 слайд. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга дала Ивану клубочек, который поможет найти замок, в котором сидит наша царевна. Но рассказала, что по дороге будет мост, на котором много змей. И пройти через него можно если Иван Царевич выполнит ее задание. Поможем Ивану-царевичу? Баба Яга задумала какое-то число.
II. Основная часть
7 слайд. Мост со змеями. Исчезают после правильных ответов.
Воспитатель:
- Какое число больше 4 на 1? (5)
- Какое число меньше 3 на 1? (2)
- Какое число больше 8 на 1? (9)
- Какое число больше 6 на 1? (7)
- Какое число меньше 9 на 1? (8)
- Какое число больше 9 на 1? (10)
- Какое число меньше 7 на 1? (6)
Воспитатель: Ребята, справились мы с заданием Бабы Яги. Молодцы!
8 слайд. И отправился Иван-царевич дальше. Катился клубочек, катился, и упал в глубокое синее море. Пригорюнился Иван-царевич, как вдруг, выплывает к нему русалка, и говорит:
- Помогу я тебе, Иван-царевич клубочек достать, но сначала задания мои нужно выполнить.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу. А чтобы выполнить задания, нужно нам идти к русалочке в мастерскую. Занимайте свои места за столами. (на столах альбомный лист и геом. фигуры)
Перед вами совсем пустой ковер, который нужно украсить. Узор должен получиться у всех одинаковый. Приготовьтесь слушать задание и выполнять.
В верхний правый угол – 3 треугольника;
В верхний левый угол – 1 круг;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 1 квадрат;
Посередине листа – ромб.
А теперь посчитайте сколько фигур у вас всего?
Сколько фигур без углов?
Сколько фигур с углами?
9 слайд. Воспитатель: - Проверяйте. Какая фигура в левом нижнем углу? Мы справились с заданием. Ребята, садитесь на свои места. Но это не всё. Русалка приготовила ещё задания посложнее. Нужно определить какой фигуры не хватает.
10,11 слайды
Нашла русалка на дне морском клубочек, отдала его Ивану Царевичу. Дошёл Иван Царевич до замка.
12 слайд. Но дверь, за которой спрятана царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.
Перед вами на столах лежат камушки, нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.
Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
Назовите соседей числа 6.
Какое число стоит после 9
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но чтобы дверь открылась нам нужно решить несколько задач. Будьте внимательны.
15-21 слайды Задачи.
Молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель: Вот и спас Иван-царевич прекрасную принцессу. Я рада ребята, что вы не бросили Ивана –царевича в беде. А во всём ему все вместе, дружно помогали. А за это Иван- царевиц подарил нам шкатулку. Сейчас мы посмотрим,что же в ней. (медальки шоколадные)Но нам с вами пора возвращаться в детский сад. И снова полетим на ковре самолёте
Давайте сделаем круг, возьмёмся за руки.
25 слайд.
III. Заключительная часть
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Где мы с вами сегодня побывали, ребята? Что вам понравилось больше всего? Какое задание было самым лёгким? А что было для вас трудным?
Анкета для родителей
«Математика для развития Вашего ребенка»
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?
2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:
а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить детей к обучению в школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка?
Чему он научился за прошедший год?
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?
5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике?
Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые даёт Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?
7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
8. Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребёнком в математические или другие игры познавательного характера?
9. Считаете ли Вы, что игре с ребенком следует уделить внимание или необходимо предоставить ему полную самостоятельность?
10. Какие, по вашему мнению, математические представления ребенка нужно совершенствовать?
11. В чем он испытывает трудности?
12. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по ФЭМП?