Мария Лановая
Проект «Загадочные открытия в мире насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир природы. Их очень заинтересовывает все, что происходит вокруг нас. Ребята все время расспрашивают взрослых о разных насекомых, которые обитают у нас.
И поступают от них различные вопросы к нам, о бабочках, о жучков, о муравьев, и т. д. Им становится интересно узнать, чем они питаются, как они живут, их пользе и о вреде.
Публикация «Проект „Загадочные открытия в мире насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект позволит сформировать у дошкольников представление о насекомых, их пользе или вреде. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно.
Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Интеграция областей:
В нашем проекте взаимодействуют все пять областей знаний
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие».
Вид проекта: познавательно – творческий, информационный
Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный)
Участники проекта: Данный проект осуществляется в рамках подготовительной группы №1 МБДОУ детский сад №14, в совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Цель проекта: формировать у детей познавательный интерес представлений о многообразии насекомых, и к бережному отношению к ним.
Задачи проекта:
Уточнить и закрепить с детьми название «насекомые»;
Познакомить с разнообразием мира насекомых, средой обитания, образом жизни.
Определить, какую роль играют насекомые в нашей жизни, в жизни леса, нуждаются ли насекомые в защите и охране;
Развивать умение детей обобщать по существенным признакам.
Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать;
Развивать любознательность, познавательный интерес, речь.
Воспитывать бережное отношение и интерес к насекомым.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный
1. Разработка этапов проектной деятельности;
2. Обозначение мероприятий по реализации проекта;
3. Составление примерного плана проекта.
4. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых
5. Информация родителей тематической недели «Насекомые»
6. Подбор литературы о насекомых, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап Практический
1. Проведение недели насекомых в группе.
2. Проведение с детьми ежедневные беседы о насекомых
3. Игры в мяч «Назови насекомое»
4. Подвижные игры
5. Пальчиковые гимнастики по теме «насекомые»
6. Чтение художественной литературы Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха»
7. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
8. Заучивание загадок и разгадок
9. Заучивание стихов
10. Работа с родителями по заданной теме. Наблюдение за насекомыми.
11. Подбор расслабляющей музыки
3 этап Заключительный
1. Организация выставки «Мир насекомых» Рисование цветными карандашами «Божья – коровка»
2. лепка насекомые «Пчёлка, гусеничка, божья – коровка»
3. рисование акварелью «Бабочка - красавица
4. Стихи о насекомых.
5. Загадывание загадок детьми
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о насекомых, среде обитания, образе жизни.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Насекомые».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о насекомых.
4. Подготовить задания связанные с темой недели в соответствии с возрастом, ФЭМП, окружающий мир вокруг нас, сочинение рассказа о насекомых.
5. подобрать расслабляющую музыку на тему «Насекомые»
Предполагаемый результат:
У детей дошкольного возраста сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Реализация проекта
Образовательные области Вид деятельности: формы и методы Сроки
Социально-коммуникативное развитие Беседа: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле»;
«Как уберечься от опасных насекомых».
Какие насекомые полезны, а какие вредны.
Тема беседы «как появляются бабочки»
Игра в мяч: «Назови насекомое»
Пальчиковая гимнастика «Пчелка»
«Я – весёлый майский жук»
Викторина по пройденной теме «Насекомые» 19.10.2020 – 23.10.2020
Познавательное развитие Наблюдение за насекомыми во время прогулки.
Беседы о внешнем виде и повадках насекомых.
Математические игры:
- счёт насекомых. Расставить пятнышки божьим – коровкам, что бы не повторялось. Счет до 5.
Сосчитать насекомых
- Сосчитать лапки
- ориентировка в пространстве “Найди насекомое”;
- игры на логическое мышление «Определи по контуру», «Четвёртый - лишний».
- Звуковой анализ и синтез слов: пчела, муха;
- разгадывание загадок по теме;
- дидактическая игра «Закончи предложение»;
- - составление по плану описательного рассказа о насекомом 20.10.2020
23.10.2020
Речевое развитие Заучивание считалки;
Заучивание пальчиковой гимнастики «Я – весёлый майский жук».
Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. 19.10.2020,
Речевое развитие Чтение стихотворения В. Пальчинскайте «Муравей»;
Чтение рассказа Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Чтение и пересказ басни Крылова «Стрекоза и муравей»;
Чтение потешек «Божья коровка» «Бабочка – коробочка»;
Чтение поговорок, пословиц, загадок, считалок.
- знакомство с народными приметами, связанными с насекомыми. 21.10.2020
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Насекомые» (гусеница, божья – коровка, пчелка) из пластилина.
Конструирование из цветной бумаги «Бабочка».
Рисование «Божья - коровка»; «Бабочка – красавица». 19.10.2020
20.10.2020
23.10.2020
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”;
- физкультминутка «Вот какая стрекоза»;
- игра малой подвижности «Мяч бросай – насекомых называй»;
- подвижная игра «Жуки». В теч. нед.
Совместная работа с родителями Участие в конкурсе на лучший рисунок насекомого.
Заучивание пальчиковой гимнастики с детьми по заданию воспитателя, повторение дома считалки.
Составление совместно с детьми рассказа о насекомом (по выбору детей).
Наблюдение за насекомыми во время прогулок. В теч. нед.
Решение поставленных задач с родителями:
Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков «Мир насекомых».
Предполагаемые итоги проекта:
• Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
• Дети знают и называют насекомых; особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки. Знают, какую пользу и, какой вред приносят человеку насекомые.
• Составляют последовательный рассказ о насекомом по планам – схемам. Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать образ насекомого. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь по теме: " Насекомые"
• Выставка работ (рисунки, поделки из пластилина);
• В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
• Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
Продукт проектной деятельности:
- Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Выставка рисунков: «Бабочка-красавица» «Божьи коровки».
- Лепка: «Насекомые».
Вопросы для первичной и итоговой бесед с воспитанниками
Вопросы Ответы первичной беседы Ответы итоговой беседы
Кто такие насекомые «Животные, которые умеют летать», «маленькие жучки, бабочки», «муравьи». Животные, у которых есть лапки, брюшко, крылья, голова
Назови насекомых Бабочка, жук, божья – коровка
Муравьи, бабочки, часто называли виды бабочек-капустница, жуки, оса, пчела, жук – носорог, муравьи, майский жук, гусеница
Что есть у всех насекомых Крылья, усики, маленькие глаза Голова, брюшко, лапки, усики, крылья, надкрыльники
Чем питаются насекомые Листвой, другими насекомыми Травой, сладким нектаром цветов, «например, кузнечик, хищник»
Что служит защитой насекомому Жало, колючие хвостики,
«убегают» Яркая окраска, «плохо пахнут», «стреляют ядом»
Есть ли у тебя любимое насекомое? Какое? бабочки Предпочтения девочек-бабочки и божьи коровки, мальчики-жуков, муравьев.
Знаешь ли ты сказку или рассказ, где встречаются насекомые Муха - цокотуха муху-цокотуху, комар-Пискун., Дюймовочка, муравей и стрекоза
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа: «Насекомые - польза и вред»
Цель: - Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: картинки с изображением насекомых; скаченная готовая презентация на тему «Насекомые»
Ход беседы:
1. Вопросы к детям:
- Каких насекомых вы знаете?
- Когда появляются насекомые?
- Где они живут?
- Чем они отличаются от птиц?
- Что случится, если не будет насекомых?
- Чем могут быть опасны насекомые?
- Как себя вести при встрече с ними?
- Какого насекомого в закличке просят отправиться на небо и принести хлеба?
- Какое насекомое появляется из куколки?
- Какое насекомое считается самым трудолюбивым?
- После укуса какого насекомого, кожа зудится и чешется?
2. Чтение стихотворения:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
3. Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
4. Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка».
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание)
Будет пчелкам, чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Нужно летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты).
5. Запомнить правила:
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:
- Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей, отпугивающими насекомых!
- Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
- Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
- Не ловите и не убивайте насекомых!
- Не стойте около муравейника!
Литература:
1. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4. Веракса Н. Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
5. Воронкевич О. А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» - М. : ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
7. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
8. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
9. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
10. Козина И. В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
12. Павлова Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
13. Плешаков А. А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М. : Просвещение, 2008
14. Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь-ников//Дошкольное образование. –2004.–№ 11
15. Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование. –2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
16. Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание. –2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").
17. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование. –2004.–№ 12 2.
18. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование. –2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.