Людмила Гордеева
Проект «Юные защитники природы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Юные защитники природы» в старшей группе.
Цель проекта : формирование системы экологических представлений о природе и осознанного, бережного отношения к ней у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам.
Публикация «Проект „Юные защитники природы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
-Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ-семья.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Вид проекта : долгосрочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: Дошкольный возраст – важный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему миру, формируется основы нравственно-экологической позиции личности. Актуальность обусловлена важной ролью проектной деятельности в повышении уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
ФГОС ДОО :
-формирование первичных представлений объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы (п. 2.6.)
-ребёнок обладает начальными знаниями о природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы (П. 4.6.)
Проблемы:
-Сложная экологическая обстановка в мире; ее тяжелые последствия.
Экология родного края: засоренность среды обитания, в следствие чего загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; теряют плодородие почвы; обедняются флора и фауна.
-Снижение интереса и равнодушное отношение к природе, отсутствие у детей активно - действенного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня знаний по экологии у детей.
• повышение уровня познавательной активности детей.
• воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
Материально-техническая база:
Предметно – пространственная среда отвечает требованиям ФГОС:
- центр природы;
-центр экспериментирования;
-центр книги;
-центр игры;
-центр музыки и театра;
-центр художественного творчества и искусства;
- экологическая тропа на участке детского сада;
Информационно-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- компьютер,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный: Изучение программно-методического материала по направлению работы. Подбор программно-методического материала по направлению работы. Подбор диагностического материала. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий. Оборудование уголка экспериментирования.
Практический: Осуществление последовательности совместных действий педагога, детей и родителей в соответствии с целями, типом, планом проекта.
Заключительный. Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей. Презентация конечных продуктов проекта.
Формы работы:Непосредственно-образовательная деятельность. Совместная деятельность детей и педагогов. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.
Методы и приемы:
-Словесные ( направленное общение: экологические беседы, обобщающие рассказы воспитателя, объяснения, вопросы, обсуждение проблемных ситуаций, чтение литературных произведений).
-Частично-поисковые: решение экологических ситуитивных задач, наблюдения в природе.
-Наглядные: рассматривание фотоальбомов, иллюстраций к художественным произведениям. Использование условных графических изображений.
-Практические: изготовление наглядных пособий: карты-схемы, знаки, книги-самоделки. Проведение игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, строительные).Проведение экскурсий. Трудовой десант. Организация природоохранных акций, событийных праздников и развлечений.
План реализации проекта.
Познавательное развитие.
Беседы:«Что такое экология», «Организации по охране окружающей природной среды»,«Кто охраняет природу?», «Правила поведения в природе», «Источники загрязнения окружающей среды».Экскурсия «Экологическая тропа детского сада». Викторина «Природа –твой друг». НОД «Путешествие в Керженский заповедник», «Как помочь птицам», «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».Мероприятия в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята».
Природоохранные акции : «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»; «Как помочь птицам», «Посади растение-сохрани планете жизнь».
Речевое развитие.
Составление рассказов: «Почему они исчезают», «Кормушка», «Как мы сажали дерево», «Что случится, если не убирать мусор?».Разучивание стихов, пословиц, поговорок:Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом». Чтение художественной литературы:М. Пришвин «Этажи леса», Б. Заходер «Что случилось с водой»,Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. Песков «Лечебница под сосной»,В. Танасийчук «Как божьи коровки помогли садовникам», «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «Отчего погибли киты», О. Солопов «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», Г. Серебрецкий «Берегите птиц», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры:«Логические цепочки», «Живая и неживая природа», «Четвёртый лишний», «Воздух, земля, вода», «Экологический светофор», «Сортируем мусор – бережем природу». Сюжетно-ролевые игры:«Мы - экологи», «Путешествие в лес», «Ветлечебница».
Художественно-эстетическое развитие.
Праздники:«Посвящение в Эколята» в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята». «Я – Эколёнок, защитник природы», развлечение «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен». Продуктивная деятельность: конкурс кормушек «Птичья столовая». Конкурс рисунков «Не дадим планету в обиду». Конкурс поделок из бросового материала «Эко-фантазёры». Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят».Аппликации «Зимние гости», «Скворцы прилетели». Рисование природоохранных знаков «Почему они исчезают», «Чего нельзя делать в лесу». Пластилинография «Мы за чистую планету». Участие в областном творческом конкурсе «Их дом-болото», организованным Керженским заповедником.
Слушание звуков природы (звуки леса, моря, дождя, пение птиц). Театрализованная деятельность:Инсценировка сказок «Под грибом»,
Физическое развитие
Подвижные игры: «С какого дерева листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Летает – не летает».
Пальчиковая гимнастика «Птички», «Кормушка», «Наш город», «На лесной полянке», «Перелетные птицы».
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Экологическое воспитание ребенка в семье», «Как воспитать в детях любовь к природе».Информационный стенд о природоохранной работе в детском саду «Природоохранный проект «Эколята-дошколята».Проведение совместных праздников, развлечений «Я-эколенок-защитник природы», «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
Участие родителей в подготовке атрибутов (создание и пошив костюмов «Эколят»).
Выставки совместного творчества детей и родителей «Птичья столовая», «Эко-фантазеры».
Выводы:
У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала природоохранительные акции, наблюдения, позволило создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения способствует формированию экологической культуры, бережного отношения к природе.
Литература.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. :Мозаика-Синтез, 2016 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Пространство детской реализации». Проектная деятельность. Мозаика-Синтез, Москва 2020 г.
4. Гореловская О. Ю., Муравьева А. В. «Экологические игры и викторины». Сборник методических разработок. Нижний Новгород, ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский»,2013г.
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва, «Просвещение» 2000 г.
6. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» (5-6 лет, 6-7 лет).Мозаика-Синтез, Москва 2019г.