Ирина Циглярская
Проект «Юные туристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки. Недостаточный уровень двигательной нагрузки (гиподинамия) особенно неблагоприятно влияет на физиологические системы растущего организма: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную. Отмечается также снижение иммунитета организма и высокая подверженность стрессовым реакциям.
Публикация «Проект „Юные туристы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
Одной из важнейших задач оздоровительной работы в нашей группе, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, по средствам внедрения инновационных подходов.
Анализ заболеваемости и диагностика физического здоровья детей нашей группы
показал необходимость улучшения физического развития. Для детей необходимо подобрать комплекс соматических, физических и психологических приемов для их развития.
Растает необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать из интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день.
Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха детей и родителей. Это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Это необходимый опыт, где в непринужденной обстановке приобретаются определенные умения и навыки. А если эти походы происходят еще и всей группой детского сада, и с воспитателем… Такое происходит не часто, но запоминается надолго.
Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Дети не только получают знания об окружающем мире, но и активно участвуют в добывании знаний вместе с родителями. Данный проект поможет сформировать у дошкольников интерес к активному отдыху, желание вести здоровый образ жизни.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – развитие потребности воспитанников ДОУ и их родителей в здоровом образе жизни посредством туристской деятельности.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия для развития туризма в ДОУ.
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
3. Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья своего ребенка.
Вид проекта – долгосрочный (Август -Декабрь)
Тип проекта - познавательный, физкультурно-оздоровительный.
Подходы к реализации проекта :
- системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
- культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
- познавательный - ознакомление детей с предметами туризма и их использованием.
Участники – воспитатели, дети, родители.
Ожидаемый результат:
Дети знают правила поведения на природе, в походе, с походным снаряжением. Будут ориентироваться в пространстве, получат знания о лекарственных растениях, которые могут помочь при оказании первой помощи в походе; и ядовитых растениях, которых следует остерегаться.
Родителей воспитанников узнают требования к физическому развитию дошкольников. Родители воспитанников заинтересуются детским туризмом, как средством активного отдыха, научатся проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности. Реализация проекта обеспечит преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в дошкольной группе, а значит, повысится эффективность работы по оздоровлению детей.
Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок - походов.
Физические качества детей развиты по возрасту, сформированы важные двигательные навыки детей, здоровье сохранено и укреплено. Физическая подготовленность детей высокая. Общая заболеваемость детей снизится.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Этапы проекта
Подготовительный – Организация работы (обозначение цели, постановка задачи, определение
сроков проведения проекта,сбор литературы, составление плана проектной деятельности, анкетирование родителей, выбор мероприятия родителями в участие в проекте;
Практический - реализация плана проектных мероприятий по работе с детьми, родителями и воспитателями; создание выставки «Туризма»;
Результативный - Оформление результатов проектной деятельности;
Представление итогов проектной деятельности в форме отчета,
презентации, мастер-классов для родителей и педагогов.
Рефлексия.
План работы проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Календарный план работы
Август
-Прогулка туристический маршрут «Наш детский сад»
-Геокешинг «Туристята»
-Сбор информации о родительском участии в проекте
Сентябрь
-Занятие «Правила поведения на природе»
-Игра практикум «Первые навыки туриста»
-Сбор природных материалов
-Изготовление родителями туристического оборудования
Октябрь
-Мастер- класс «Посиделки у Лесовика»
-Поход к реке
-Мастер- класс "Посиделки у Лесовичка"
-Поездка в Кузнецкий Алатау
Ноябрь
-Игра «Что? Где? Когда?»
-Поход к реке
-Изготовление дров для игры
Декабрь
-Праздник «Ребята в лесу»
-Выставка туристического оборудования
Продукт: оснащение туристическим оборудованием, альбом - путешествий.
Выводы: Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.
Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Литература:
1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт. -сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, 2009.
2. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
3. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О. И. Бочкарева. -Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.
4. Весёлая физкультура для детей и их родителей. О. Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008