Надежда Огаркова
Проект «Юные исследователи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юные исследователи» (подготовительная группа)
Участники проекта : воспитатель группы, дети 6-7 лет, родители воспитанников.
Вид проекта : поисково-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Срок реализации проекта : октябрь 2022 г. – май 2023 г.
1. Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Юные исследователи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка дошкольника. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития ребенка, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Работая в детском саду я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента у детей идет обогащение памяти, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
-Расширять представления дошкольников об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
-Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
3. Содержание реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий. (формирующий)
III этап – итоговый (обобщающий).
№ п/п Содержание Сроки Ответственные
I этап. Подготовительный (Организационный)
Сентябрь
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
II этап. Внедренческий
Сентябрь-Май
1 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
2 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей
III этап. Обобщающий
Май
1 Определить эффективность проведённой работы
2 Провести анализ полученных результатов
4. Пути реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
Сентябрь: Диагностика
Октябрь:Тема «Воздух - невидимка»
Беседа: «Невидимка-воздух».
Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Дидактическая игра «Свойства воздуха».
Ноябрь: Тема «Вода-волшебница»
Беседа: «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».
Трудовое поручение «Мытье игрушек».
Просмотр презентации «Чудо водичка».
Декабрь: Тема «Снег - снежок»
Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».
Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
Беседа «Защитные свойства снега».
Рассмотреть снежинку в лупу.
Прогулка «Следы на снегу».
Изготовление елочных украшений «Замерзание воды».
Январь: Тема «Я - человек»
Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Дидактическая игра «Полезная еда».
Февраль: Тема «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» Беседа: «Волшебные» свойства магнита.
Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».
Март: Тема «Чудеса растений»
Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями».
Создание «Огород на окне».
итог (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).
Апрель: Тема «Земля наш общий дом»
Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».
Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
Рисование «Портрет Земли».
Беседа «Глобус»
Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!».
итог (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).
Май: Тема «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».
Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.
Итог (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).
Диагностика
Продукт проекта : викторина «Мы - экспериментаторы»
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу»,
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.