Светлана Хлюстова
Проект для старшей группы «Ёлочка — зелёная иголочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ёлочка – зелёная иголочка»
Автор проекта : Хлюстова Светлана Александровна
Участники: воспитанники старшей группы №26, педагоги группы, родители воспитанников.
Тип: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели.
Публикация «Проект для старшей группы „Ёлочка — зелёная иголочка“» размещена в разделах
Актуальность: новый год - самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается количество таких красавиц. Поэтому важно воспитать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года не обязательно рубить елки.
Цель: формировать представления детей о хвойных деревьях, ответственное отношение к природным богатствам родного края; привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи:
• Расширить и обогатить знания детей о хвойных деревьях.
• Развивать речь, мышление, познавательный интерес к миру природы, любознательность, воображение, творческие способности, обогащать словарный запас.
• Воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение правильно взаимодействовать с природой.
• Развивать творческие способности в совместной деятельности с родителями.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Подготовительный:
• Анализ предметной среды.
• Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т. д.).
• Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр.
• Изучение интернет – ресурсов.
• Создание презентаций о хвойных деревьях.
2этап Основной
Совместная работ педагога с детьми
Образовательная область Основные цели и задачи Тема
Социально – коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес»
Цель: Развивать умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Учить развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего.
Формирование основ безопасности Беседа «Как правильно украшать ёлку»
Цель: расширить знания об источниках опасности в приготовлении к новогодним праздникам.
Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: закрепить представления детей о безопасном поведении в природе.
Познавательное развитие Ознакомление с миром природы Беседа: «Хвойный лес»
Цель: Уточнить понятия «Хвойные деревья». Развивать мыслительные процессы путём сравнения.
Просмотр познавательной мультимедиа презентации о хвойных деревьях.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности; воспитание бережного отношения к природе.
Наблюдения:
«Как узнать ель?»
Цель: рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев. «Сравниваем ель с игрушечной елкой».
Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки ( живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы); у нее нет корней, она не растет; с нею можно играть, ее можно украшать игрушками.
«Сколько лет нашей ели?»
Цель. Показать детям, что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
«Кто может обидеть нашу ель, как мы можем ей помочь?»
Цель. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ее. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может навредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Формирование элементарных математических представлений Дидактическая игра «Логическая ёлка»
Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
Дидактическая игра «Украсим ёлку»
Цель: упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа.
«Разложи деревья по высоте»
Задачи: закреплять умение сравнивать изображения ели и выкладывание их в порядке убывания и возрастания по высоте
«Разложи листья» (ориентировка на листе бумаги)
Задачи: развивать умение ориентироваться на листе бумаги
Ознакомление с предметным и социальным миром Беседа об истории праздника
Задачи: формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; соотносить традиции и обычае проведения праздника в старину и наши дни; расширять представления детей о культуре своего народа 146
Беседа «Народные праздники на Руси»
Задачи: познакомить с народным праздником (Рождество Христово); закрепить умение рассказывать стихотворение, чётко проговаривая слова. 155
Дидактическая игра «Чего на ёлке не бывает?» 156
Задачи: развивать умение выбирать правильное или неправильное высказывание по вопросу ёлочных украшений
Дидактическая игра «С чьей ветки детка?»
Задачи: учить подбирать предметные картинки с изображением листьев и плодов к соответствующим изображениям деревьев
Речевое развитие Развитие речи Беседа «Зима. Хвойные деревья»
Задачи: формирование представлений о деревьях, их свойствах, характерных признаках; развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
Лексико- грамматические упражнения «Один-много»
И. п. – Р. п. ( слова: дуб, тополь, клён, берёза, ель, сосна, рябина)
«Назови ласково»
( слова: дуб, тополь, клён, берёза, ель, сосна, рябина)
«Какой лист?»
Лист берёзы (какой) – берёзовый
Слова: клён, дуб, рябина, тополь, иголки ели, иголки сосны Физкультминутка
Наша ёлка велика. (Развести руки в стороны, потянуться)
Наша ёлка высока. (Встать на носочки, потянуться)
Выше мамы, выше папы, (Наклониться, коснуться пола,подняться, потянутьсяза руками)
Достаёт до потолка. (Подпрыгнуть)
Будем весело плясать. Эх, эх, эх! (Руки на пояс, подскоки на одной ноге с высоким поднятием колена)
Будем песни распевать Ля, ля, ля!
Чтобы ёлка захотела
В гости к нам прийти опять!
«Подбери предмет к признаку»
Берёзовый (что) сок, лист, ствол
Берёзовая (что) ветка, крона
Берёзовые (что) корни, листья
«Скажи наоборот»
Высокое дерево – низкое дерево;
Толстый ствол – тонкий ствол;
Длинная ветка – короткая ветка;
Широкий лист – узкий лист.
«Сосчитай»
От 1 – 10
Слова: берёза, дуб, тополь, ель, стройная ель, могучий дуб, серебристый тополь.
Дидактическая игра «Новогодняя ёлка»
Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под»; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.
Приобщение к художественной литературе Разучивание стихотворений к новогоднему празднику.
Цель: развивать память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания праздника.
Чтение рассказа С. Михалков «Ёлочка»
Цель: формирование сочувствия маленькой ёлочке, переживания за неё.
Загадывание загадок.
Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать интерес к загадкам.
Чтение рассказа В. В. Бианки «Лес зимой»
Задачи: учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, поддерживать интерес к восприятию произведений художественной литературы.
Чтение рассказа В. В. Занков «Как встречают Новый год в разных странах»
Цель: учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, поддерживать интерес к восприятию произведений художественной литературы
Чтение стихотворения А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Цель: учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, поддерживать интерес к восприятию произведений художественной литературы
Чтение стихотворения И. А. Бунин «Густой, зелёный ельник у дороги»
Цель: учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, поддерживать интерес к восприятию произведений художественной литературы
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Ёлка»
Задачи: учить детей запоминать стихотворение, понимать его образный язык; расширять словарь; продолжать учить выразительно читать стихи; воспитывать интерес к природе.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год. Декабрь»
Задачи: прививать детям умение внимательно слушать литературный текст и отвечать на вопросы воспитателя по содержанию
Художественно – эстетическое развитие Изобразительная деятельность. Рисование НОД
Тема: «Большие и маленькие ели».
Задачи: учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
НОД
Тема: «Наша нарядная елка».
Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки.
Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.
Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета, образные представления.
Раскрашивание раскрасок «Хвойные деревья».
Цель: развитие детского творчества, закрепить умение закрашивать рисунок, карандашами проводя штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.
Изобразительная деятельность. Аппликация Аппликация «Изготовление гирлянды для украшения группы»
Задачи: упражнять детей в разрезании бумаги на отдельные полоски и склеивании двух концов вызывать интерес к выполнению однообразных, но связанных с достижением личного результата операций; формировать у детей интерес к цветовому решению; побуждать к самостоятельному выбору цветов для своей гирлянды.
Аппликация «Петрушка на ёлке» 169
Задачи: закрепить умение вырезывать части овальной формы; упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, щтаны Петрушки); закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапку, пуговицы и др., аккуратно наклеивать изображения на большой лист; формировать навыки коллективной работы.
Изобразительная деятельность. Лепка. Свободная деятельность «Ёлочки».
Цель: развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на плоской пластине
Художественный труд. Работа с бумагой и картоном. «Ёлочки в зимнем лесу»
Цель: Учить детей пользоваться схемами при выполнении поделки в технике оригами.
Музыкально-художественная деятельность. Пение песен о ёлочке.
Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова.
Праздник «Снежная королева»
Цель: чувство удовлетворения всех участников проекта, вручение подарков.
Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Беседа: «Польза хвойного леса»
Цель: рассказать о значении хвойных деревьев в жизни человека.
Физическая культура Подвижная игра:
«Салки – ёлочки»
Цель: упражнять в умении быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Подвижное упражнение «Ель, ёлка, ёлочка»
Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
Совместная деятельность педагогов с родителями:
• Информация для родителей «Деревья хвойных пород».
• Советы для родителей «Как выбрать ёлку для праздника».
• Памятка для родителей «Безопасное обращение с ёлкой».
• Помощь родителей в изготовлении построек на участке
Совместная деятельность родителей с детьми:
• Беседы родителей с детьми о хвойных деревьях.
• Выполнение творческих заданий.
• Помощь детям в выставке рисунков.
• Чтение художественной литературы дома.
• Помощь в создании поделок.
3 этап: Итоговый:
• Выставка поделок «Ёлочка – зелёная иголочка»
Выводы:
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки.